derevnya Andrianovka Muchkapskogo raiona Tambovskoi oblasti
Rambler's Top100
Форум Андриановка.РУ • Просмотр темы - Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:00

Вот что пишет о позитивной программе крестьянских восстаний А.И. Фурсов:

«…сама борьба сельских трудящихся, если смотреть не с их точки зрения, а с более широкой исторической перспективы, в которой выделен вектор развития, это борьба за возвращение в социальное прошлое, направленная против хода истории. Она объективно, логически – исторически, направлена на создание таких условий, которые существовали на рубеже доклассового и классового обществ (позднее варварство), когда эксплуатация была минимальной, господствовал обычай, рынок и товарно – денежные отношения были развиты слабо – а следовательно, на низком уровне находилась цивилизация, классовая формация» (А. И. Фурсов. Крестьянство в общественных системах // Крестьянство и индустриальная цивилизация. М., 1993, с. 96).

Складывающейся системе бюрократического самодержавного капитализма, означающей превращение России в поставщика сырья для мирового капиталистического центра разинцы хотели противопоставить трудовую республику (как назовут подобный строй эсеры – максималисты), при котором бюрократический аппарат воевод и приказных был бы уничтожен, все дела решались бы так, как привыкли их решать крестьяне и казаки – на общих собраниях, т.е. на кругах, имущественное неравенство сохранялось бы (в отличие от ряда восстаний на Западе и Востоке, попыток обобществления имущества в разинском восстании не было), однако ограничивалось бы узкими пределами и зависело бы от личного труда.

То, что над этой трудовой республикой стоял бы в качестве верховного военачальника и судебного арбитра некий грозный и справедливый правитель, дела не меняло бы. Из-за локальной ограниченности крестьянства его любимой политической формулой было: самоуправление кругов внизу и справедливый правитель наверху. Сам Разин в цари не метил, отношение его к реальному царю было сложным и каким оно было на самом деле, определить сейчас трудно (грозил же он «передрать бумаги на самом верху»! Скорее всего, никаких иллюзий в отношении Алексея Михайловича он лично не имел, но не хотел отталкивать тех, кто разделял подобные иллюзии. Вообще, Разин был не разгульным атаманом, каким его обычно считают, а замечательным политическим стратегом, и хотел привлечь к борьбе с Московским царством не только его внешнеполитических противников, но и все недовольные слои населения – до московских стрельцов и оппозиционных дворян включительно). Утверждения повстанцев, что с ними вместе идут «царевич Алексей» (на самом деле, давно умерший) и «патриарх Никон» (этого последнего в народе полюбили, лишь только он разругался с царем и оказался в опале) особой роли в пропаганде не играли и мало кого обманывали. Восстание Разина, как и восстание Булавина, из всех крупных народных восстаний в России было в наибольшей степени свободно от царистских иллюзий.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:01

Именно восстание Разина, а не Пугачева, следует считать апогеем сознательной крестьянской революционности в старой России. Фундаментальное различие между восстаниями Разина и Пугачева смог увидеть крупнейший марксистский историк М.Н. Покровский. В своем предисловии к сборнику документов о пугачевском восстании он писал:

«Последнее крестьянское восстание не выработало своей идеологии даже в том зачаточном виде, в каком она была у Разина. Разинцы почти сознательно стремились заменить складывавшееся бюрократическое самодержавие казацким кругом… В истории казацких восстаний Пугачевщина, несомненно, является со всеми признаками упадка: казачество уже не в состоянии было подняться до высоты не только Разина, но и Булавина. Но тем не менее Пугачевщина была крестьянским восстанием… Более мелкая, чем ее предшественницы – Смута, Хмельниччина и Разинщина – политически, тем интереснее Пугачевщина социально» (Пугачевщина. Т.1. Из архива Пугачева. Манифесты, указы и переписка. М. – Лг, 1928, с.4).

Дело заключалось не только в том, что Пугачев именовал себя Петром Третьим. Вся организация пугачевского войска копировалась с правительственных образцов, руководящий орган восстания именовался Военной коллегией, а один из самых преданных и талантливых повстанческих командиров, Чика – Зарубин, именовал себя «графом Чернышевым». В повстанческих документах правительственные войско назывались теми же терминами – «бунтовщики», «изменники» и «злодеи», какими в екатерининских бумагах назывались сами пугачевцы. Осознавший во время скитаний по Руси народное горе мужицкий царь воевал против изменщицы – царицы, тогда как при Разине вечевая Русь вышла на бой против московского спрута. Разинцы «почти сознательно» – по определению Покровского – создавали принципиально другую систему власти, прямую демократию казачьего круга, которая должна была охватить всю Россию, пугачевцы копировали существующую систему власти (хотя и это не следует преувеличивать. Как писал Покровский, «пугачевский тыл управлялся выборными властями» (там же, с. 12). В случае победы разинцев была возможность, что история России пойдет по – новому, победа пугачевцев означала бы повторение цикла китайской истории, когда старую прогнившую династию сменяет новая, революционная, и все идет по прежнему кругу.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:02

Что было бы в случае победы восстания Разина? Победи оно само по себе, при опоре на казаков, крестьян и инородцев, скорее всего (если не вдаваться в историческую фантастику) при тогдашнем уровне развития производительных сил последовал бы новый круг феодализации (как последовал он после победы восстания крестьян на Украине в 1648г.). Но если бы разинцев поддержали московские стрельцы и посадские люди, а также посадские люди других крупных городов России (Пскова, например), не исключена была бы раннебуржуазная революция (как в Чехии в 15 веке, когда движение крестьянства и мелкого рыцарства соединилось с движением городов), и вся дальнейшая история России пошла бы совершенно по иному.

Вообще, тот факт, что к восстанию не примкнули московские стрельцы, на поддержку которых сильно надеялся Разин, стало одной из решающих причин поражения восстания. Московские стрельцы восстанут через 12 лет, в 1682г. Они убьют своего начальника, боярина Юрия Долгорукого, того самого, на руках которого кровь Ивана Разина, Алены Арзамасской и 11 тысяч замученных в Арзамасе повстанцев. На какое-то время в Москве установится ситуация двоевластия – с сохраняющейся царской властью будет сосуществовать власть революционных стрелецких полков. Однако у восставших стрельцов вместо Разина лидером будет такой совершенно бестолковый тип как князь Хованский по прозвищу «Тараруй» (Болтун). Что еще важнее, задавленное страшным террором после разинского восстания крестьянство не сможет и не захочет поддержать стрельцов. Сельское и городское восстания разминутся во времени – это станет причиной гибели их обоих.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:03

Красный и белый террор.

Советский историк В.М. Соловьев пишет:

«Дворянские и буржуазные историки и литераторы нарочито выделяли и подчеркивали неимоверное количество жертв, понесенных классом феодалов в годы разинского движения. Восставшим приписывали многие тысячи невинно загубленных жизней, акцентировали внимание на их невероятной жестокости, лютом и свирепом нраве самого Разина. Число погибших от рук повстанцев, конечно, непомерно преувеличено, хотя буйство народной стихии, безусловно, сопровождалось крутыми расправами с помещиками и вотчинниками, воеводами и приказными, богатеями и ростовщиками, начальными военными людьми и и т.д. Разин и другие повстанческие атаманы не всегда могли контролировать обстановку даже там, где они были непосредственно, а тем более – на местах.

Но странно было бы ожидать от поднявшихся на классовую борьбу угнетенных масс только воинственных кличей и бряцания оружием. Они вступили в смертельную схватку со своим давним врагом и не намерены были проявлять мягкосердечие к тем, кто всегда был избыточно жесток и неумолим по отношению к ним. Восставшие не жаждали крови – об этом красноречиво свидетельствуют факты, однако в стремительном водовороте событий, когда их жизнь и судьба оказались на кону, они не могли быть излишне снисходительны к своему беспощадному противнику. Ни у самого Разина, пережившего казнь старшего брата, ни у поротых по воле душевладельцев крестьян, ни у нещадно битых за недоимки посадских, ни у замордованных начальными чинами стрельцов не было оснований церемониться со своими классовыми врагами. «Как аукнется, так и откликнется», – гласит народная мудрость. Крестьянская война была социальным возмездием. Феодалы получили то, что заслужили. «Благородным» сословиям жалость была неведома. За каждому малость провинившийся крестьянин бывал сечен по господскому указу кнутом или батогами. «Березовой кашей» тяглых людей щедро угощали, даже не особенно вдаваясь в их вину и проступок, а истязания на правеже были попросту обыкновением.

В России 17 столетия, как и во многих других странах, широко применялись изощренные, в духе мрачного средневековья, экзекуции: на торгу или в каком-нибудь другом людном месте в муках корчились несчастные жертвы, посаженные на кол; дознаваясь правды, государевы палачи выворачивали на дыбе плечевые суставы людям, подозреваемым в том или ином преступлении; ослушников и строптивцев публично секли на высоком козле – деревянном помосте, чтобы всем было лучше видно. Казни устраивались при огромном скоплении народу и были таким же привычным явлением, как крестный ход по случаю того или другого религиозного праздника.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:04

Число убитых и раненых в годы крестьянской войны феодалов не шло ни в какое сравнение с кровавой «работой» государевых карателей. Почти 100 тысяч оборванных на эшафоте, на виселицах, в пыточных застенках жизней – таков страшный итог победы угнетателей над угнетенными. А плюс к этому огромное количество участников восстания было отправлено в ссылку в Сибирь и другие дальние края…» (В.М. Соловьев. Степан Разин и его время. М., 1990, сс. 86 – 87).

В «Песне про Алену – старицу» Д. Кедрина героиня, Алена Арзамасская, говорит пытающим ее палачам и приказным:

«Боярский суд не жаловал,

Ни старого, ни малого,

Так вас любить,

Так вас жалеть –

Себя губить,

Душе болеть!…»

Повстанцы были безжалостны – спору нет. А от кого они видели жалость? У них, у поротых – перепоротых крестьян и посадских, у бесправных перед начальственным кулаком стрельцов, у испытавшей тысячи невзгод казачьей голоты, было лишь несколько коротких месяцев, чтобы расквитаться со своими мучителями за столетия угнетений, и кто, кроме этих мучителей, бояр, дворян и воевод, виновен, что не считавшиеся ими за людей крестьяне, посадские и гулящие люди, могли утвердить свое человеческое достоинство, лишь воздав своим угнетателям кровью за кровь и муками за муки? Господа посеяли то, что пожали, когда обдирали как липку крестьян и секли их за малейшую провинность.

Разинский террор был беспощадным, но совсем не бессмысленным. Захватив в плен воеводу, стрелецкого голову или купеческого приказчика Разин и его атаманы, как правило, передавали решение его судьбы подвластным ему людям. Если таковые признавали, что их начальник был «добер» и «милостив», ему сохраняли жизнь, но таких добрых начальников, за которых бы просили подначальные им люди, было очень мало.

Когда в посланном из Астрахани против Разина войске князя Львова под Царицыным взбунтовались и перешли на сторону Разина стрельцы, Разин предоставил им возможность решить, кого из их начальников, в зависимости от их обращения со стрельцами, казнить, а кого помиловать. Помилования заслужили только два человека: немецкий офицер – наемник, за которого вступился его ординарец, и …сам князь Львов, которого, по старому с ним знакомству, попросил помиловать сам Степан Тимофеевич.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:04

В воззваниях, рассылавшихся разинским штабом, запрещалось убивать дворян и прочих начальных людей, которые перейдут на сторону восстания. Однако таких дворян (исключая служилое беспоместное дворянство народов Поволжья, давшее такого героя восстания, как мордовский мурза Акай Боляев) были единичные исключения…

После того, как разинский атаман Михаил Харитонов с 4 (!) казаками подошел к Карсуну, в городе вспыхнуло восстание, повстанцы убили в бою воеводу, подьячих и воспротивившихся восстанию пушкарей и затинщиков – привилегированную часть войск. Через несколько дней состоялся суд. На городском кругу восставшие карсунцы приговорили к смерти стрелецкого голову Ф. Мосолова и подьячего Д. Постникова, но помиловали сына воеводы.

Во взятом отрядом Максима Осипова Курмыше горожане первоначально помиловали воеводу И. Рожнова и местных дворян и даже оставили им их имущество. Однако воевода стал плести заговоры против новой народной власти, поэтому на новом кругу в ноябре 1670г. его приговорили к смерти, тогда как подьячего Л.Губанова, которого казаки Осипова хотели казнить вместе с воеводой, курмышцы у них «отпросили».

В соседнем с Курмышем городе Ядрине посадские люди помиловали воеводу, зато казнили присланных к ним карателем Ю.Барятинским двух агитаторов, призывавших их сдаться.

Как видим, повстанцы не проявляли безразборную жестокость, худо ли, хорошо ли, они устанавливали персональную вину своих классовых врагов и обращались с ними соответственно этой персональной вине.

После взятия Астрахани повстанцы казнили воеводу Прозоровского и его старшего 16-летнего сына, однако помиловали, выпоров предварительно розгами, младшего 8-летнего сына. Не тронули разинцы первоначально и астраханского митрополита Иосифа, несмотря на его враждебность восстанию. Остался в Астрахани и помилованный Разиным князь Львов.

Однако после того, как восстание потерпело поражение во всех районах, и Астрахань осталась его последним оплотом, ситуация изменилась. Митрополит Иосиф, находившейся на свободе, организовал при посредстве своих слуг переписку с царевыми воеводами и повел в городе энергичную агитацию за сдачу Астрахани царским карателям. Что делают в противоборствующем с грандиозными силами врага городе с теми, кто действует в пользу этого врага, известно. В мае 1671г. астраханцы сбросили митрополита Иосифа с раската и одновременно с этим казнили сидевшего в астраханской тюрьме князя Львова.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:05

Те 11 месяцев, которые митрополит Иосиф прожил в вольной Астрахани, его мучила совесть, что он не разделил судьбу воеводы Прозоровского с сыном. Иосифу снились кошмары, что бог его за это даже не пустит в рай. Митрополит Иосиф возмущался жестокостью и кровожадностью смердов, которые дерзнули казнить самого воеводу.

Митрополит Иосиф не возмущался , когда Прозоровский повесил, сперва замучив пытками до полусмерти, молодого разинского агитатора, или когда казнил еще нескольких других разинских посланников. Моральные чувства митрополита Иосифа распространялись только на своих, на властных и богатых.

То же самое относится ко всей церковной иерархии. Когда Долгорукий, Борятинский и другие царевы каратели развернули вакханалию безжалостного террора, в которой погибло до 100 тысяч крестьян, в одном только Арзамасе – 11 тысяч, среди действующих церковных начальников не нашлось никого, кто поднял бы голос в пользу братолюбия и сострадания. Все их возмущение было не против торжествующих насильников и мучителей, а против поротых и мордованных крестьян, казаков и посадских, которые дерзнули посягнуть на власть этих насильников.

Вот как описывают иностранные свидетели событий тот беспощадный террор, которым благородное дворянское сословие приводило в повиновение восставшую чернь:
«..Место сие [Арзамас, где была ставка главного карателя боярина Ю.Долгорукого] являло зрелище ужасное и напоминало собой преддверие ада. Вокруг были возведены виселицы, и на каждой висело человек 40, а то и 50. В другом месте валялись в крови обезглавленные тела. Тут и там торчали колы с посаженными на них мятежниками, из которых немалое число было живо и на третий день, и еще слышны были их стоны. За три месяца… палачи предали смерти одиннадцать тысяч человек».

«…И действительно, резня была ужасающая [речь идет о поражении повстанцев под селом Лысково], а тех, что попались живыми в руки победителей, ожидали в наказание за государственную измену жесточайшие муки: одни пригвождены были к кресту, другие посажены на кол, многих подцеплял за ребра багор – так постыдно они погибли… Тех, что сначала смогли бежать, а потом были схвачены, свирепо казнили прямо на месте, а бежавших в безлюдные места заморили голодом».
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 15 мар 2010, 15:06

К 1674 – 1675гг. было разыскано 246 мужчин и 212 женщин из села Лысково, бежавших после подавления восстания, из соседнего села Мурашкино соответственно 274 и 225. По обоим селам были «выжжены в приход великого государя ратных людей» (т.е. сожжены карателями) 151 двор пашенных крестьян и 71 дворовое тяглое место. В Мурашкино убиты и казнены 228 человек и с голоду умерли 29. Переписные книги по Лыскову и Мурашкину пестрят сообщениями: «место пустое», «кормитца в мире», «скитаетца в мире», «за бунтовство казнен смертью», «от ратных людей убит под Мурашкином», «бежал с воровскими казаками», «пропал безвестно», «за бунтовство в Лыскове смертью вершен», «сослан за бунтовство в Синбир» и т.п.

Такова была резня, которую формировавшийся в России бюрократический самодержавный Левиафан во главе с «тишайшим» царем устроил народу за попытку пресечь возникновение чудовищной системы бюрократического самодержавного капитализма и зажить по вольной волюшке.

http://www.youtube.com/watch?v=7q2qXz-P ... re=related
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 27 мар 2010, 14:31

Разин: последние месяцы.

С тяжело раненым и находящимся в бессознательном состоянии Разиным казаки плыли вниз по Волге. В Самаре и Саратове, по ряду свидетельств, после того, как дошли сообщения о разгроме под Симбирском, произошел контрреволюционный переворот и разинцев туда не пустили. По другим свидетельствам, контрреволюционный переворот только назревал, и беглых казаков в эти города пустили, хотя совершенно без тех восторгов, с которыми встречали победоносное разинское войско два месяца назад. В Самаре одна старуха, сын которой ушел на Симбирск с разинцами, спросила пришедшего в себя Степана Тимофеевича: «Где мой сын, Стенька?» – «Ты, мать, сама на бой его благословила», – ответил он.

В Царицыне народная власть была еще крепка, здесь Разин лечился и отлеживался около месяца, а потом ушел с верными ему казаками на Дон, в свой Кагальницкий городок.

Что-то бесповоротно сломалось в Степане Тимофеевиче после разгрома под Симбирском. Старый, хорошо разработанный план, потерпел неудачу, война была проиграна в октябре – декабре 1670г., пока Разин залечивал раны. Нужно было разрабатывать новый план и думать, что делать в чрезвычайно ухудшившихся условиях.

Разин рассылал своих атаманов и есаулов поднимать восстание в Слободскую Украину и на Тамбовщину, но те терпели поражение за поражением. Можно было бы и самому пойти туда и если хоть не поднять восстание заново, то хоть погибнуть с честью, однако для такого похода требовался отряд верных казаков, а верных казаков становилось все меньше и меньше.

Можно было уйти в крепко державшуюся Астрахань, где атаманили Василий Ус и Федор Шелудяк, однако хотелось прийти туда не побитым псом, а во главе надежного войска, однако где это войско было взять?

Поэтому Разин метался по Дону, агитируя казаков на новый поход, однако толку из его агитации было все меньше и меньше. Все самые бунтарские казаки, верховая голытьба, ушли с Разиным в поход в 1670г. и сложили там свои головы, остававшиеся нейтральные казаки не верили в способность восстания возродиться, аки феникс из пепла, и все более чутким ухом прислушивались к поднимавшей голову старшинской партии домовитого казачества во главе с Корнилой Яковлевым и Михайлой Самарениным.

Попытка Разина исправить прошлогоднюю ошибку и уничтожить верхушку домовитого казачества, для чего он послал в Черкассы отряд во главе со своим верным товарищем Яковом Гавриловым, кончилась неудачей. Было слишком поздно. Оставалось ждать конца.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 27 мар 2010, 14:31

13 апреля 1671г. к Кагальнику подошло многотысячное войско казачьей старшины. После ожесточенного боя домовитые ворвались в город, рубя всех разинцев, а Степана Тимофеевича, скрутив, заковали в крепкие оковы. Тех разинцев, кто смог прорваться из Кагальника, атаман Алексей Каторжный повел в Астрахань.

Выдачей Разина Москве донская старшина нарушала старинный принцип «с Дону выдачи нет». Но что там до каких-то принципов, когда речь шла о классовых интересах.

Долго, полтора месяца везли Степана Разина и его меньшего брата Фрола в Москву. По свидетельству одного из иностранцев, Разин «был обольщен надеждой, что будет говорить с самим великим государем и перед ним изустно защитит дело свое». Разин не надеялся и не мог надеяться, что подобный разговор изменит что-то в его личной судьбе, однако должен же царь, если он не совсем дурак, задуматься, почему десятки тысяч крестьян и посадских, жертвуя всем, поднялись на бунт.

Однако царя совершенно не интересовали причины нестроений в его царстве. Интересовало его нечто другое:

«О князе Прозоровском и о дьяках, и за что побили, и какая шуба… Как пошел за море, по какому случаю к митрополиту ясырь посылал… За что Никона хвалил, а нынешнего бесчестил? За что вселенских хотел побить, что они по правде низвергли Никона?»

Так что у Степана Тимофеевича был случай перед смертью лишний раз убедиться в ненужности и никчемности царской власти.

Протоколы допросов Разина не сохранились, однако по свидетельству всех современников, он вел себя под страшными пытками исключительно мужественно и находил в себе силы смеяться над палачами и подбадривать упавшего духом младшего брата Фрола.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 27 мар 2010, 14:32

Степана Разина казнили в Москве на Лобном месте 6 июня 1671г. Ему отрубили сперва руку, потом ногу. Присутствовавший при этом Фрол Разин закричал, что знает «Слово и дело государево», т.е. государственную тайну.

«Молчи, собака!, – жестко, крепко, как в недавние времена, когда нужно было сломить чужую волю, сказал Степан. Глотнул слюну, и еще сказал – тихо, с мольбой, торопливо: – Потерпи, Фрол, родной… Недолго…

Палач третий раз махнул топором» (В. Шукшин. Я пришел дать вам волю).

Фрола Разина помытарили по царским тюрьмам и, поскольку никаких важных государственных тайн он все же не знал, казнили в 1676г.

А 14 июня 1671г. все донские казаки были вынуждены присягать вошедшему на Дон с благословения Корнилы Яковлева боярскому войску в верности царю-батюшке. Будет впереди еще булавинское восстание, но Дон, откуда выдачи нет, отходил в прошлое. На смену мятежному донскому казачество нарождалось казачество, верно служащее самодержавию…
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 27 мар 2010, 14:33

Последние всполохи.

И в том же июне 1671г., когда под топором палача оборвалась жизнь Степана Разина, к не взятому им Симбирску подошли снова его детушки. Вел их Федор Шелудяк, возглавивший вольную Астрахань после того, как вскоре после казни митрополита Иосифа умер от загадочной кожной болезни (вероятно, экземы) Василий Ус. Дважды штурмовали Симбирск астраханские повстанцы, но взять не смогли и отошли вниз по Волге.

А еще через месяц с отрядом в 300 человек совершил налет на Симбирск славный разинский атаман Максим Осипов, которого некоторые повстанцы за красоту, ум и ораторское искусство всерьез считали царевичем Алексеем. После поражения восстания Осипов со своим небольшим отрядом отсиделся зиму в лесах, а теперь пробирался на юг, в мятежные Царицын и Астрахань. Вряд ли Осипов мог надеяться со своим отрядом в 300 человек сделать то, чего не сделал Разин с армией в 20 тысяч человек – взять Симбирск, но его налет был грозным напоминанием «Мы еще живы!».

Уйдя из-под Симбирска, Осипов дошел до Царицына, но там к тому моменту произошел контрреволюционный переворот, о чем Осипов не знал. Осиповский отряд был разбит в Царицыне, а сам он схвачен и выдан московским воеводам для пыток и казни.

Держалась еще Астрахань. На Астрахань пошел с большим войском воевода Милославский. Поскольку восстание было в основном задавлено, Милославский получил от царя разрешение в случае сдачи Астрахани не прибегать к репрессиям. Осада Астрахани продолжалась три месяца, наконец 27 ноября 1671г. астраханцы решили сдаться, понадеявшись на милостивую царскую грамоту.

Действительно, в начале репрессий не было. Оставались на свободе даже вожди восстания. Милославский и другие царские воеводы занимались преимущественно тем, что перераспределяли в свою пользу скопившуюся в городе повстанческую добычу.

Подобная идиллия не могла понравиться царю, лишь только ему о ней стало известно. Летом 1672г. в Астрахани появился воевода Одоевский с совершенно противоположными царскими предписаниями. Начались жесточайшие пытки и казни…
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 27 мар 2010, 14:35

Эпилог.

А пройдет два года, и донской казак Иван Карамышев будет призывать казаков снова пойти по разинскому пути. Настанут 1680-е годы, и Дон охватят восстания казаков – старообрядцев, с величайшим трудом и с большой жестокостью подавленные донской верхушкой и царскими воеводами. Затем вспыхнет булавинское восстание, и булавинский атаман старик Лоскут, воевавший еще вместе со Степаном Тимофеевичем, будет похваляться «Я есть прямой Стенька!». Пройдут десятилетия, и новую крестьянскую войну возглавит земляк Степана Разина, уроженец одной с ним станицы Зимовейская Емельян Пугачев – и кое-кто будет считать, что он и есть сам Степан Тимофеевич, который пообещал воскреснуть через сто лет.

Одно за другим подавлялись восстания, летели мятежные головы, но не смирившиеся мятежники один за другим говорили своим мучителям:

«Да помни, дьяк,

Неровен час:

Сегодня – нас,

А завтра – вас» (Д. Кедрин. Песня про Алену – старицу).

Не безобидно – фольклорным, а живым и грозным было имя Степана Разина на протяжении всей истории царской России, поскольку это имя служило символом и знаменем для всех тех, кто мечтал опрокинуть деспотические царские порядки и заменить их вольным казачьим кругом. Вот почему с такой ненавистью относились к этому имени все власть предержащие царской России, вот почему его ежегодно предавали анафеме.

Почти через 200 лет после восстания Степана Разина историк Костомаров писал:

«Многие боятся произносить его имя и почти никто не выскажет о нем всего, что знает и думает: опасаются говорить, как будто речь идет не о предании старины глубокой, а о важном преступнике, убежавшем из тюрьмы и преследуемом полицейскими властями».

Известный контрреволюционер и консерватор, поэт Пушкин имел все же достаточно исторического и поэтического чутья, чтобы признать Разина «самым поэтическим лицом русской истории». В Разине с наибольшей полнотой выразилась традиция борьбы угнетенных классов старой России за свое освобождение от всех видов эксплуатации и гнета, Разин и его товарищи «почти сознательно» стремились заменить бюрократические порядки прямой демократией казачьего круга. Вот почему имя Разина дорого всем тем, кто стоит на стороне традиции эксплуатируемых против традиции эксплуататоров.

Марлен Инсаров

2005 г.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение да нет. » 13 май 2010, 11:11

М Инсаров - автор книги о С.Т. Разине, почему-то пишет неточности в биографии С.Т, Разина. Вот, что говорит Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия:
"В 1652 и 1661 совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе зимовых станиц—-донских посольств — в 1652,1658 и 1661 побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями (тайшами). В 1663, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар. Благодаря своей удачливости и личным качествам, получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс:«Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью»." А автор пишет только об одном поломчестве в С.м., но очень много домысла о походе на Москву. Казачество воспитанное в то время на превосходстве казака над соседними народами, легко приводило их к походам "за зипунами", а если современным языком - грабить соседние народы:
"В 1667 Степан Разин становится походным атаманом крупного отряда «голутвенных» казаков и «новоприходцев» из России. Во главе отряда он совершил в 1667-1669 свой знаменитый поход «за зипунами» по Волге на берега Каспийского моря в Персию. Взяв крупную добычу, он вернулся из похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону. Резко возрос его авторитет на Дону, в стан к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России. Хотя номинально войсковой атаман К. Яковлев сохранил свою должность, самым влиятельным человеком в Войске стал Разин."
А после этого грабежа казаков было уже не остановить:
"Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, ряды Разина постоянно ширились, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Но главные силы восставших не смогли взять Симбирск, и здесь же правительственным войскам удалось нанести поражение разинцам. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок. В 1671 на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали и авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между разинцами и низовыми казаками. После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. 16 апреля низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченных в плен Разина и его младшего брата Фрола выдали московским властям. После пыток 6 июня 1671 оба брата были публично казнены в Москве возле Лобного места."
Что касается похода на Москву, то Разин не Наполеон он знал на Москву идти в зиму нельзя. Думаю, его в
1670 интересовала Казань и Нижний Новгород.
Аватара пользователя
да нет.
Старожил
 
Сообщения: 312
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 15:07

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение да нет. » 13 май 2010, 11:30

Имея в виду противоречивость этой книги, я решил посмотреть, а что ещё написал М. Инсаров и там нашёл рецензию на его другую книгу и всё стало на своё место:
"Рецензия на книгу М. Инсарова «Мы, украинские революционеры и повстанцы» Одесса, 2009.
Написав Юрий Шахин

Пролог

Знакомство с книгой М.Инсарова вызвало у меня противоречивые чувства. Первоначально я хотел немедленно написать на нее разгромную рецензию. Потом подумал, что книга настолько неприлична, что не стоит делать ей рекламу даже в такой форме, и лучше о ней просто молчать. Однако в последнее время я столкнулся с ситуацией, когда отдельные вполне здравые и адекватные люди находили в ней что-то положительное. Удивительно, но книга эта способна произвести благоприятное впечатление на некоторых читателей. Не говоря уже о том, что у книги нашлись спонсоры, которые не только дали на ее издание денег, но даже не постыдились указать там свои имена. А раз так, критический разбор этого произведения становится неизбежным

Речь пойдет об ОУН-УПА. Точнее о том крайне своеобразной трактовке этой организации, которую пропагандирует автор книги. На мой взгляд, книга эта преследует цель сформировать положительный образ украинского фашиста, почему и является исключительно вредной. Именно этот тезис я и постараюсь обосновать.
Читать «шедевр» Инсарова донельзя трудно. Книга написана в демонстративно эпатажной манере.

Вот только некоторые убойные афоризмы:

Пролетариат поставит памятник УПА

Бандера достоин восхищения

ОУНовцы до последнего отбивались от сталинских карателей

Бандера, воспитывавшийся на Ленине

Бойцы ОУН-УПА-УГВР такие же жестокие фанатики, как большевики 1917-1921 гг.

Сталинские колонизаторы и т.п.

Странно только, что Инсаров не поддержал идею создать музей «советской оккупации».

Тем не менее, если превозмочь чисто психологическое отвращение к подобной писанине, можно выделить довольно стройную концепцию, которой руководствовался Инсаров. Суть ее такова. В конце 1930-х гг. на западе Украины началась буржуазная революция. Борясь за национальное освобождение и тем самым выполняя прогрессивную роль, бандеровцы попытались поднять на борьбу и население Восточной Украины. Там они быстро выяснили, что это невозможно без социалистической программы – и полевели. Якобы это произошло в 1943 году. При этом леветь им помогли выходцы с востока. Среди них особенно Инсарова восхищает Осип Позычанюк. Якобы эти левые дали бандеровцам программу радикальной плебейской революции и борьбы за бесклассовое общество. На этом и базируется апологетика «левого крыла» УПА, которой пронизана вся книга. Автор помещенного в книге сочувственного предисловия, А.Здоров, даже уверяет, что эта книга будет способствовать возрождению революционной традиции и классовой памяти украинского народа (С.8).

Однако по сути это книга совсем о другом - о контрреволюционной традиции и классовом беспамятстве. Если бы Инсаров догадался написать в начале книги «Светлой памяти штурмовиков Эрнста Рема посвящается», все вопросы немедленно отпали бы, и сразу стало бы ясно, что к чему, а так надо все это разбирать. Приступим же..."
Стало ясно и с Фрезерром!
Аватара пользователя
да нет.
Старожил
 
Сообщения: 312
Зарегистрирован: 30 окт 2009, 15:07

Пред.След.

Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron