derevnya Andrianovka Muchkapskogo raiona Tambovskoi oblasti
Rambler's Top100
Форум Андриановка.РУ • Просмотр темы - Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 09 янв 2010, 15:28

М. Инсаров. Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Судьбы людей старых времен, даже сыгравших огромную роль в истории, но не принадлежавших к самым верхам господствовавшего класса, пестрят белыми пятнами. Их жизни до того момента, когда они уверенным шагом вышли на историческую арену, известны нам в большинстве случаев лишь по отрывочным свидетельствам. Неизвестным остается обыкновенно самое важное: почему они сделали тот или иной выбор, избрали себе ту или иную судьбу. Какие бытовые и психологические причины превратили Степана Разина, удачливого и домовитого казака, принадлежавшего к верхушке донского общества крестника войскового атамана, в вождя всех угнетенных и обездоленных России, в мстителя за все перенесенные ими страдания? Биография Разина делается необъяснимой, если исключить достаточно достоверный, хотя и не подтвержденный всеми источниками факт казни его старшего брата Ивана боярином Юрием Долгоруким, позднее самым беспощадным палачом восставшего крестьянства.

Рождение Степана Тимофеевича Разина историки традиционно относят к 1630г., хотя от этой даты возможно отступление на пару лет в ту или иную сторону. О его матери ничего неизвестно, а отец, Тимофей Разя, происходил по всей вероятности, из воронежских посадских людей, но довольно давно пришел казаковать на Дон. В Воронеже у Тимофея Рази остался брат Никифор, по прозвищу Черток, который много десятилетий спустя примет участие в поднятом своим племянником восстании и покажет себя далеко не бесталанным полководцем. У Степана было два брата, старший, Иван, и младший, Фрол, каждый из которых сыграет свою роль в его жизни.

Донское казачество даже в первые десятилетия 17 века не было бесклассовой братской общиной. Существовала четкая грань между богатым, домовитым, казачеством, обитавшим преимущественно на Нижнем Дону, и казачьей беднотой, голутвенными, жившими преимущественно на Верхнем Дону, в казачьих городках по Хопру и Медведице. Однако грань между верхами и низами не закостенела до такой степени, как в Московском царстве. При смелости, уме и везении новопришелец мог подняться в казачью верхушку.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 09 янв 2010, 15:29

Всеми этими качествами Тимофей Разя обладал. Иначе не стать бы его сынам Ивану и Степану популярными на Дону атаманами и не крестил бы Степана тогда еще, наверное, не старый, но перспективный домовитый казак Корнила Яковлев, который через три десятилетия станет войсковым атаманом, а еще через десятилетие выдаст своего крестника на пытки и казнь московским воеводам.

Тимофей Разя умер приблизительно в 1650г. А в 1652г. в исторических бумагах впервые встречается упоминание о Степане Разине, который просит разрешить ему отправиться на богомолье в Соловецкий монастырь, поставить там свечу за упокой души отца. Поскольку такие хождения на богомолье были у донских казаков обычным явлением, разрешение было дано без проблем.

Молодой Степан прошел через всю тогдашнюю Россию. Его путь лежал сперва через центральную Россию (Тамбовщина, Тульщина), где зависимость крестьян от помещиков имела самые жестокие формы, затем через Москву, где ему наверняка пришлось иметь дело с московской волокитой и всевластием приказных, а затем – через северную, замосковскую Русь, где крепостного права не существовало, крестьяне были государственными и жили, несмотря на нелегкие природные условия, значительно лучше, чем крестьяне центральной России. Мы не можем с уверенностью знать, о чем думал молодой Степан во время этого путешествия, но думать ему было о чем. Опыт приобретался и накапливался.

Едва ли это первое знакомство с реалиями крепостнической России сразу перевернуло все жизненные ориентации молодого казака. Оно только оставило зарубки в памяти, к которым он обратится, когда придет время. Последующие тринадцать лет – это самый благополучный с обывательской точки зрения период жизни Разина, период не судьбы, а карьеры. Когда Разин много лет спустя порвет с миром богатых и властных, ему будет, что терять, пойди он до конца по тому пути, по которому шел его крестный Корнила Яковлев, то стал бы после Корнилы войсковым атаманом, а для самооправдания мог бы искренне полагать, что служит России, защищая ее от басурманов, что плетью обуха не перешибешь, и что если одни люди мучают других, значит, так тому и быть. Но Разин пойдет другим путем, который приведет его под топор палача, – и в народную бескорыстную память.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 09 янв 2010, 15:29

Но это будет потом. А пока что следующее упоминание о Разине мы находим в 1658г. – упоминание как о члене казацкой станицы (посольства), посланной в Москву для решения вопросов международной политики. Чтобы сравнительно молодой казак попал в такое посольство, недостаточно было протекции крестного, требовались собственные ум и талант.

После этого мы встречаем Разина в нескольких посольствах к калмыкам (калмыки были врагами крымских татар, а поэтому – союзниками донских казаков). В 1661г. он снова едет в Москву – по всей вероятности, для объяснения московским властям тонкостей казацко – калмыцких отношений.

В 1663г. Разин – дипломат впервые (в известных нам источниках) проявляет себя как талантливый полководец. Он командует отрядом, состоящим из донских и запорожских казаков и калмыков, проходит через всю степь к Перекопу, захватывает там богатую добычу, а когда по обратной дороге, у Молочных Вод, недалеко от Перекопа, на отяжеленное добычей казацко-калмыцкое войско нападает с отрядом крымских татар Сафар Казы-ага, одерживает над ним победу. После этого о Степане Разине начинает ходить слава как о удачливом и умном полководце.

Мы не знаем, что думал и чувствовал Разин в эти годы, до какой степени боль за всех обиженных и униженных уже тогда тлела в его сердце, хотя и была задвинута на второй план дипломатическими и военными делами. Если бы этой боли не было, не было бы и всего дальнейшего. Как реагируют люди на катастрофу, принимают ли они ее вызов или смиряются перед ней, зависит от них, от их уже сформировавшегося склада личности.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 09 янв 2010, 15:30

Нельзя считать, что дипломатическая и военная служба лояльного к царской власти донского казака Степана Разина прошла бесследно для него и не имела своих положительных результатов. Именно из нее он вынес как опыт военачальника, так и широту политического кругозора, отличавшую его в лучшую сторону от других вождей крестьянских войн в России. Если в восстании Пугачева не заметно никакого стратегического военного плана и сам Пугачев был не столько вождем движения, сколько его знаменем, а основное руководство принадлежало образовывавшей повстанческий центр группе яицких казаков, то вплоть до тяжелого ранения Разина под Симбирском восстание происходило по достаточно продуманному плану, а руководящая роль в нем самого Разина была бесспорной.

Широта международного политического кругозора побуждала Разина искать союзников среди врагов московского царя на международной арене, а равным образом заботиться о привлечении к восстанию всех недовольных групп в России – до части дворянства включительно. Не его вина, что потенциальные союзники, – не только персидский шах, от которого странно было бы ожидать чего-либо иного, но и украинские вожди Серко и Дорошенко в ужасе шарахались от перспективы союза с казацкой вольницей, а примкнувших к восстанию русских дворян и детей боярских оказалось по неизбежным историческим причинам ничтожно мало…

Судьба Разина решительно перевернулась поздней осенью 1665г. Его брат, Иван Разин, командовал казацким отрядом, воевавшим в польской войне в войсках боярина Юрия Долгорукого. По старинным обычаям, казаки на царской службе воевали только до зимы, затем возвращались на зимовку к своим куреням. Однако крепнущий абсолютистский строй видел в такой манере воевать подлежащий уничтожению пережиток древней вольности, и хотел заменить ее рабской регулярщиной. Поэтому когда Иван Разин, по старому обычаю, и вопреки приказу Долгорукого, увел свой отряд на зимовку на Дон, отряд по дороге был окружен сильно превосходящим его по численности боярским войском, а Иван Разин был арестован и повешен. Неизвестно, присутствовал ли при этом Степан, однако казнь старшего брата точно так же переломила его судьбу, как переломит через 222 года казнь старшего брата судьбу другого крупного деятеля русской истории – Владимира Ильича Ульянова – Ленина.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 09 янв 2010, 15:30

Поскольку казнь старшего брата, Ивана Разина, известна не по всем письменным источникам, некоторые историки сомневаются в том, что она была на самом деле. Однако что-то резко перевернуло судьбу Степана Разина между 1663 и 1667гг. В 1663г. мы видим его удачливым атаманом – добытчиком на царевой службе, в 1667г. – вождем донской голытьбы, захватывающим и дуванящим купеческие и патриаршьи струги, обещающим волю всем кабальным и опальным. Скорее всего, этим что-то и была известная по многим, хотя и не по всем источникам казнь старшего брата воеводой Долгоруким.

Революционером становится лишь тот, кто умеет чувствовать чужую боль так же, как свою. Но, чтобы чувствовать чужую боль, нужно вначале испытать свою – и соединить ее с болью всех страдающих и мучимых. Если уважаемый донской казак, командир казацкого отряда, был повешен, как прошкодившая собака, по слову воеводы, то что уж говорить о крестьянах или посадских? Чтобы отмстить за смерть брата, Разину нужно было отомстить за страдания всех душимых царским деспотизмом. Их боль стала его болью.

С казнью Ивана Разина умер и перспективный в плане дальнейшей карьеры домовитый казак, дипломат и головщик на царской службе Степан Разин. Предстояло появиться на свет грозному вождю всей черни, всех кабальных и опальных, всех поротых и замордованны
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:32

За зипунами.

Однако возникал вопрос – что делать дальше? Особую остроту этому вопросу придало то, что после окончательного закрепощения крестьянства в 1649г. количество беглых на Дону возрастало невероятными темпами, и этой обездоленной массе нужно было что-то есть и приложить куда-то свою энергию.

На следующий год после казни Ивана Разина свой путь решения проблемы испробовал уважаемый казак, участник войны со Швецией в 1650-е годы Василий Родионович Ус. Собрав несколько тысяч казачьей голытьбы, он пошел с нею наниматься на цареву службу. Однако затяжная и изматывающая война с Польшей подходила к гнилому компромиссному миру, новых войн пока что не предвиделось, поэтому новые воины были царю без надобности.

Пока Ус со своими казаками шел через Тамбовщину к Туле, где сидел воевода Юрий Никитич Борятинский (с ним нам еще предстоит встретиться), к отряду Уса стали приставать крестьяне и беглые солдаты, верившие, что показачивание даст им волю. Кое-где беглые крестьяне и солдаты принялись сводить счеты со своими помещиками и начальниками. В результате царские власти увидели, что войско Уса, несмотря на все его лояльные заверения, представляет не чересчур усердных, но доброжелательных царевых помощников, а потенциальную угрозу для царской власти. В итоге было принято решение пригласить Уса с его есаулами на переговоры к Борятинскому в Тулу, арестовать их там, а в это время разбить оставшееся без руководства и стоявшее на реке Упе усово войско.

Получилось по-другому. Василий Родионович вместе со своими есаулами сумел сбежать из-под ареста, добрался до своего войска прежде, чем к нему подошли царские войска и быстрым маршем, избегая боев и потерь, увел его на Дон. Царевы воеводы кусали локти, однако устраивать полномасштабный конфликт с Войском Донским было вроде не из-за чего, поскольку движение Василия Уса не переросло в открытое восстание. Ограничились полумерами: царевы каратели, при снисходительном отношении донской старшины, позахватывали кой-где в верховых городках беглых, а Василий Ус получил выговор с лишением годичного жалованья от войскового атамана.

История с походом Уса дала Степану Разину два урока. Во-первых, надеяться на цареву милость и царево жалованье – гиблый путь вообще, для новопришедшей на Дон голытьбы – в особенности. Во-вторых, к открытой вооруженной борьбе с царевым войском эта голытьба была пока еще не готова. Нужно было искать третий путь.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:33

Каким мог быть этот третий путь, было понятно любому уважающему себя казаку. Это должен был быть набег на соседние страны с целью «шарпанья зипунов» (грабежа имущества) и «дувана» (раздела) этих зипунов между казаками. Оптимальной целью набега были Крым и черноморское побережье Турции, однако выход в Черное море донским казакам прочно перекрывала мощная турецкая крепость Азов. Казаки, правда, уже брали Азов в 1636г. и удерживали его пять лет, пока не были вынуждены вернуть его Турции по приказу царя, не желавшего портить с Турцией отношений. Однако взятие Азова в 1636г. было осуществлено всем войском донским, тогда как под началом Разина были преимущественно голутвенные казаки – беглые вчерашние крестьяне и посадские, еще не умеющие воевать. Царь, как и 30 лет назад, не хотел осложнений с Турцией, поэтому донская верхушка, включая крестного Разина – Корнилу Яковлева – дала понять голутвенному войску, что воспрепятствует его нападению на Азов.

Оставался путь на Волгу, а с Волги в Персию, пограбить «кизилбашей» (так называли тогда на Руси персов). Этим путем и пошел Разин со своим войском.

Уже выйдя на Волгу весной 1667г., он всеми действиями своими показал, что солоно от него придется не только кизилбашам. Разинцы разграбили струги, принадлежавшие богатейшему московскому купцу Василию Шорину, а также царские и патриаршьи струги. Но дело не ограничилось грабежом. Разин освободил колодников, перевозимых на государевых стругах в ссылку в Астрахань, и призвал гребцов и стрельцов перейти на свою сторону:

«Вам всем воля; идите себе куда хотите; силою не стану принуждать быть у себя; а кто хочет идти со мною – будет вольный казак. Я пришел бить только бояр и богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться».

В результате все судовые рабочие и стрельцы присоединились к его отряду.

При этом разинцы не присвоили деньги, которые везли на государевом струге в качестве жалованья астраханским стрельцам, а высадили начальника охраны каравана Кузьму Кореитова с этими деньгами на берег, раздев его предварительно догола.

Персия была традиционным союзником Москвы, их объединяло существование общего могучего врага – Турции. Уже поэтому царские воеводы предпринимали все усилия, чтобы не пропустить разинское войско в Персию. Да и наличие вооруженной и неподконтрольной разинской ватаги, отдаленные цели которой были непонятны, не могло не внушать государевым людям тревогу.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:34

сударевым людям тревогу.

Однако из всех попыток помешать разинцам прорваться сперва на Волгу, а потом в Каспий, ничего не вышло. Когда разинское войско проплывало мимо Царицына, тамошний воевода Унковский приказал обстрелять его из пушек. Стрельцы, однако же, сочувствовали разинцам, а потому стреляли по ним холостыми зарядами. Так зародилась легенда, что славный атаман зачарован от пуль и снарядов.

Под Черным Яром недалеко от Астрахани разинцев настигло стрелецкое войско под командой воеводы Беклемишева. Однако и эти стрельцы не горели воинственным пылом, поэтому позволили себя легко победить, раненого Беклемишева Разин, изругав, отпустил восвояси.

Вскоре казаки вышли в устье Волги. Однако Разин считал, что к войне в Персии его войско еще не готово, что вчерашним беглым крестьянам не грех подучиться военному искусству. Так возникла идея захватить Яицкий городок и перезимовать в нем, тем более, что с яицкими казаками у Разина были налажены прочные связи.

Яицкий городок разинцы захватили под видом странствующих богомольцев. Был ли командовавший обороной Царицына стрелецкий голова Иван Яцын столь глуп, что в опасное время согласился пустить в город большую толпу непонятных людей, то ли, как предполагает историк Костомаров, Яцын наоборот был слишком хитер, и понадеялся перебить разинцев, маневр которых с переодеванием в богомольцев он разгадал, внутри города, только он открыл ворота, после чего разинцы, которых изнутри поддержали яицкие казаки, захватили город. После этого был казнен стрелецкий голова Иван Яцын, а с ним вместе – 170 стрельцов. Если не считать Разина кровожадным чудовищем, которым он на самом деле не был и крови свыше необходимого не проливал, то инициатива такой массовой расправы над стрельцами исходила, по всей вероятности, от яицких казаков, которым стоящий в городе стрелецкий гарнизон был занозой, напоминавшей об утраченной вольности.

Зимой 1667 – 1668гг. Яик стал первым городом, в котором разинцы ввели свое общественное устройство. Вся власть в городе принадлежала кругу – собранию жителей города. Все кабальные записи были сожжены, и холопы отпущены на свободу. На свободу из долговых ям были отпущены и должники. Казаки не собирались вводить всеобщего поравнения и тем более обобществления имущества, однако имущество врагов – богатых купцов, приказных, стрелецкой верхушки, а также государева казна были поделены поровну между всеми жителями города и разинцами. Как пишет историк А.Н. Сахаров:

«Степан сам руководил дуваном, чтобы все было по справедливости. И когда видел, какую радость приносит дуван людям, сам он светлел и отмякал. Подходил, шутил с одаренными людьми и видел, что не в вещице дело, не в рубахе или портах, а в том, что не забыли человека, выделили, уважили, поставили его вровень со всем миром» (А.Н. Сахаров. Степан Разин (Хроника 17 века). М., 1973, с. 98).
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:35

Перезимовав в Яицком городке и поднакопив силы, разинцы весной 1668г. пошли походом на Персию. На помощь Разину привел свой отряд в 800 человек бесстрашный и беспощадный донской казак Сергей Кривой, обойдя засады воевод и разбив высланный против него из Астрахани отряд головы Григория Оксентьева.

С точки зрения последующей морали грабительские походы казаков за зипунами не вызывают особой симпатии. Однако едва ли имеет смысл применять нормы последующей морали к жизни 17 века. Все чужие были врагами. Нападения врагов следовало отбивать, но верхом молодечества было самим поживиться за счет врагов. Крымские татары грабили русские и украинские села, захватывали в рабство пленников, донские и запорожские казаки при случае совершали налеты на Крым и Турцию, грабили аулы, захватывали в рабство татарских рыбаков и виноградарей.

Советские историки, чтобы пригладить образ разинской вольницы, любили подчеркивать, что во время войны в Персии разинцы грабили только богатых, а не бедных, и что даже, как писал московский толмач (переводчик) в Персии некто Ивашка «да к ним же [т.е. к разинцам]… пристали для воровства иноземцы, скудные многие люди». На самом деле, скорее всего, разинская вольница грабила в Персии всех, у кого было что награбить, однако у персидской, азербайджанской, дагестанской и пр. бедноты все, что можно было, уже награбили свои местные ханы да беи, поэтому эта беднота не без злорадства смотрела, как разинцы реализуют принцип «грабь награбленное», а ее наиболее активные элементы и вправду присоединялись к разинцам ради этого святого дела.

Бои в Персии шли с переменным успехом, казаки избегали боев с крупными превосходящими силами и даже послали к персидскому шаху делегацию с просьбой разрешить им поселиться в Персии. Однако в Реште случилась катастрофа.

В это время как раз казацкая делегация пребывала у шаха, держалось перемирие, поэтому вошедших в Решт с мирными целями казаков встретили спокойно. На беду, кто-то из казаков пронюхал, что в Реште есть большие запасы старинного вина, казачья вольница, не спросясь хозяев, стала разбивать бочки и пьянствовать. Началась драка, переросшая в сражение. Успевшие перепиться казаки были разбиты, потеряли много своих товарищей, те же, кто, как Разин и Кривой, сохраняли пока еще трезвую голову, сумели объединить часть казаков и вырваться из города к стругам.

Узнав о рештском побоище и получив одновременно письмо от Алексея Михайловича, повествующее о злодейском нраве казаков, шах приказал казнить разинское посольство. Планы переселения в Персию, если они всерьез были у разинцев, рухнули.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:35

Рештская история характеризует разинскую вольницу с совершенно не лучшей стороны. При этом нужно помнить, что пошедшие за Разиным беглые крестьяне и посадские, казачья голота, видели слишком мало радости в жизни, чтобы не потянуться к подвернувшемуся, как им кажется, разгульному празднику, совершенно не задумываясь о последствиях. Казачья беднота вообще плохо умела просчитывать свои действия в стратегической перспективе. Умел это делать сам Степан Тимофеевич, но и он должен был считаться с настроениями и стремлениями пошедших за ним голутвенных казаков. Разин не был «веселым и хмельным» атаманом вольницы, это был крупнейший политик и вождь угнетенных классов Московского царства, но даже он не мог не быть какими-то сторонами своей личности близок не только сильным, но и слабым сторонам этих угнетенных классов, иначе они просто не пошли бы за ним как за своим вождем.

Рештская катастрофа была отчасти компенсирована фарабатским успехом. В крупнейший торговый город Фарабат разинцы пришли под видом мирных купцов, пять дней продавали здесь товары по весьма умеренным ценам, за это время узнали наперечет местных богатых купцов, а затем смелым налетом ограбили их всех и удалились с богатой добычей.

За поражением следовала победа, за победой – неудача. Пытаясь добыть продовольствие в Туркмении, погиб ближайший разинский помощник Сергей Кривой. Для разинского войска это была большая потеря.

Зиму 1668 – 1669гг. разинцы перезимовали в весьма трудных условиях на Свином острове в Каспийском море. Весной 1669г. к острову подошла посланная шахом флотилия в 50 судов, возглавляемая опытным персидским флотоводцем Мемед-ханом. В жестоком морском бою разинцы одержали блестящую победу, из 50 вражеских судов уйти смогли только 3, в плен разинцам попали сын и дочь Мемед-хана (по всей вероятности, именно по поводу этой дочери возникнет легенда о персиянской княжне).

В Персии разинцы дела свои сделали. Была добыта богатая добыча, а необстрелянные беглые крепостные получили боевой опыт. Пора было возвращаться в Россию.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:36

«Как бы от той шубы да не было шуму».

В августе 1669г. разинская флотилия подплыла к Астрахани. Что с ней делать, астраханский воевода Иван Прозоровский и князь Семен Львов не знали. Вступать в бой, – так не было уверенности, что астраханские стрельцы и посадские люди не перейдут на сторону казаков. Пропустить с миром – так было нельзя вследствие царского приказа.

Кроме всего прочего, Прозоровский и Львов, как и все начальные люди Московского царства, отличались немалым корыстолюбием и надеялись, что за пропуск на Дон немалая часть полученного в персидском походе казацкого дувана достанется им.

В результате подобных рассуждений Львов и Прозоровский вспомнили годичной давности царскую грамоту, по которой если Разин и его товарищи покаятся в своих винах, сдадут тяжелое оружие, т.е. пушки, и персидских пленников, им прощались все вины.

Львов со своим войском встретил Разина недалеко от Астрахани. После переговоров было решено, что переговоры продолжатся в Астрахани, куда Львов беспрепятственно пропускает Разина. От Разина князь Львов получил за такое решение богатые подарки, после чего, расчувствовавшись, провозгласил Разина своим названым сыном.

Переговоры в Астрахани проходили при большом упорстве с обеих сторон. Разинцы были согласны отдать тяжелые пушки, которые им пока что были не нужны, но заявляли, что легкие пушки позарез необходимы во время перехода через степь для защиты от татар. Кроме того, они говорили, что никак не могут отдать персидских пленников (разве что, из уважения к царю, могут отдать сына Мамед-хана), поскольку эти пленники нужны им для обмена на попавших в персидский плен товарищей. В общем и целом, переговоры завершились в пользу разинцев. По преданию, этому немало посодействовала богатая разинская шуба, на которую загорелись глаза у воеводы Прозоровского. Разин отдал шубу, но, раздраженный корыстолюбием воеводы, не преминул заметить: «Бери, воевода, шубу, да как бы не было из той шубы шуму». И вправду, на следующий год шум от этой шубы стоял по всему Повол
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:40

Пока 10 дней Разин со своими есаулами вел переговоры с Прозоровским, рядовые разинцы гуляли по Астрахани. Для замордованного начальством посадского или стрельца не подвластный начальственной плети казак вообще был идеалом свободной и счастливой жизни, но если этот казак приходил в ореоле победы, славы и добычи, и с ним не мог ничего сделать никакой воевода, престиж казака возрастал во много раз. Разин и его сподвижники, готовясь на будущее, делали со своей стороны все, чтобы престиж казака стоял на высоком уровне, завязывали в Астрахани полезные контакты и делали недвусмысленные призывы. Иностранный наемник Л. Фабрициус вспоминал, что Разин в Астрахани «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского, к чему простолюдины охотно прислушивались, заверяя его, что все они не пожалеют сил, чтобы прийти к нему на помощь, только бы он начал».

Другой иностранец, Стрейс, дает следующее описание Разина:

«Вид его величественный, осанка благородная, а выражение лица гордое; росту высокого, лицо рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и вместе любовь. Что б ни приказал он, исполнялось беспрекословно и безропотно».

10 славных дней, пока разинцы стояли поздним летом 1669г. в Астрахани, дали Разину очень много. Они убедили его, что народ поднимется против ненавистной власти, лишь только найдется сила, которая сможет бросить этой власти вызов, и что власть до такой степени прогнила от коррупции и продажности, что не сможет противостоять этой силе.

По преданию, запечатленному в популярной песне, именно в эти дни Разин утопил в Волге персиянскую княжну, поставив казацкое товарищество выше всех других чувств. Примечательно то, что о персиянской княжне нет упоминаний в донесениях воевод и их агентов, хотя весь компрометирующий Разина материал собирался весьма тщательно. Поэтому подлинность истории с потоплением княжны вызывает сомнения, неизвестно, исходила ли эта красивая жестокая легенда из реального факта.

Но то, что последовало вслед за уходом Разина из Астрахани, вполне документировано, и документы эти убедительно говорят, что обведя вокруг носа мнимым раскаянием и подкупив шубою воеводу Прозоровского, Разин ничуть не изменился. В Царицыне он приказал выпустить из тюрьмы колодников, а услышав, что царицынский воевода Унковский обсчитывает казаков, приказывая продавать им товары втридорога, просто отодрал Унковского за бороду. Из сопровождавшего разинское воинство отряда стрельцов, посланных для пущего бережения Прозоровским, чуть ли не половина стрельцов перебежала к Разину. Когда, узнав об этом, Прозоровский направил вдогонку за Разиным полковника Видероса, чтобы тот убедил Разина сдать пришедших к нему стрельцов, Степан Тимофеевич ответил в следующем духе:

«Должен я предать своих друзей и тех, кто последовал за мной из любви и преданности? Добро же, передай твоему начальнику Прозоровскому, что я не считаюсь ни с ним, ни с царем, что в скором времени явлюсь к нему предъявить свои требования».
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 22 янв 2010, 17:40

В таком настроении духа Разин и прибыл на Дон, где его не было два с половиной года, с весны 1667г. Судьба удалой ватаги, пришедшей из победоносного похода, была известна заранее. Она распадалась до следующего раза, удальцы разбредались пропивать свою долю добычи или тратить ее на хозяйственное обзаведение – смотря по вкусу, удачливый атаман же входил в самую верхушку донского общества – если только не принадлежал к этой верхушке и ранее.

На этот раз все было по-другому. Разин и не думал распускать свое войско. На верхнем Дону он построил небольшую крепость, Кагальник, где обосновался со своим войском сам и куда приказал тайком вывезти из Черкасска свою семью (у него были жена и сын – подробно о них ничего не известно).

Не любящий Разна, но старавшийся объективно, насколько можно было в условиях царской легальности, изобразить его деятельность, старый историк Костомаров так описывает пребывание Разина в Кагальнике:

«Когда он пришел из Царицына, войско его состояло из полутора тысяч; а через месяц, как доносили посланные царицынским воеводою, у него было две тысячи семьсот человек. Он был для всех щедр и приветлив, разделял с пришельцами свою добычу, оделял бедных и голодных, которые, не зная, куда деться, искали у него и приюта, и ласки. Его называли батюшкой, считали чудодеем, верили в его ум, его силу, его счастье. Старый домовитый казак, если ему удавалось обогатиться, старался зажить хорошенько, не заботился о голи, становился высокомерен с ней. Стенька был не таков: не отличался он от прочих братьев казаков ни пышностью, ни роскошью; жил он, как и все другие, в земляной избе; одевался хотя богато, но не лучше других; все, что собрал в Персидской земле, раздавал неимущим. Стенька будто жил для других, а не для себя».

Казаки из разинского войска имели право сходить отдохнуть к своим родным, но только под клятвенным обещанием, что в нужный срок вернутся в Кагальник. Кроме той части дувана, которая была поделена между казаками, оставалась войсковая касса, и зимой 1669 – 1670гг. Разин интенсивно тратил ее на покупку военного снаряжения. Привлеченные разинской славой и грандиозными, хотя и неясными надеждами, в Кагальник валом валили беглые крестьяне и посадские. После короткой проверки принимали всех, не изобличенных в шпионаже в пользу бояр или Корнилы Яковлева. Разин, только появившись на Дону, «сразу же начал привлекать к себе простых людей, одаривая их деньгами и обещая им большие богатства, если они будут с ним заодно и помогут ему истребить изменников – бояр». Было видно, что Разин копит и готовит большую силу, не вполне ясно было, куда эта сила должна была ударить.
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 06 фев 2010, 19:40

Сейчас невозможно определить, когда у Разина со всей отчетливостью сложился замысел «тряхнуть Москву», поднять всенародное восстание против бояр и приказных – возник ли этот замысел уже после казни его брата в 1665г. или тогда появились лишь грандиозные, но смутные идеи, конкретизация которых происходила по ходу развития событий. Если принимать всерьез разинское посольство к персидскому шаху, у Разина в какой-то момент могла быть идея создать казацкое войско за пределами Московского царства, как автономное образование под сюзеренитетом какого-то соседнего государя. Через 40 лет подобную идею реализуют казаки – некрасовцы. После поражения восстания Булавина уцелевшие повстанцы во главе с Игнатом Некрасовым уйдут на территорию Турции, где в обмен на обязанность военной службы в пользу султана получат право внутренней автономии. Некрасовцы станут первыми сознательными народными республиканцами в новой русской истории, поклявшись не возвращаться в Россию до тех пор, пока там есть царская власть. Часть из них, нарушив эту клятву своих прадедов, вернется в царскую Россию в 1830-е годы, большая же часть вернется только в Советскую Россию в 1920-е годы. Что стало с этим реликтом 18 века, старообрядцами – республиканцами, в сталинском СССР, автору не известно, хотя знать сильно хотелось бы…

При всем при том Игнат Некрасов не оставлял надежды поднять новое восстание в России, для чего осуществлял регулярные рейды на ее территорию, в одном из которых и погиб в 1737г., будучи уже стариком…
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

Re: Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671)

Сообщение Фрезерр » 06 фев 2010, 19:41

роме создания казацкого войска за пределами России у Разина мог быть и другой план. Его регулярные попытки перетянуть на свою сторону знаменитого запорожского кошевого Ивана Серко и антимосковски настроенного гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, его контакты с яицкими казаками могут служить доказательством, что Разину приходила в голову идея «другой России», федерации русских, но антимосковских казачьих войск, не зависящей ни от московского царя, ни от польского короля.

Однако домовитые, природные казаки не имели серьезных притязаний на независимость Москвы. Они зависели от «государева жалованья», т.е. от привозного из московских земель хлеба, и не могли рисковать хорошими отношениями с Москвой. Поэтому идея независимого от Москвы казацкого государства казалась донским домовитым горячечным бредом.

По совершенно другой причине не восторгалась этой идеей казачья беднота – т.е. недавно бежавшие на Дон из России крестьяне, посадские и гулящие люди. У всех у них оставались в России и дорогие сердцу люди, и саднящие сердце неотомщенные обиды, всем им снились тульские или рязанские березки. Они мечтали не изолироваться от погрязшей в воеводских и приказных неправдах России, но очистить праведным карающим мечом Россию от всех неправд, грозными мстителями предстать перед воеводами, боярами, приказными и приказчиками.

Получился тот феномен народных движений, когда ведомые ведут ведущих, когда вождь движения проникается настроениями и стремлениями идущих за ним людей и когда эти люди именно потому идут за ним, что видят в нем лучшего выразителя и борца своих собственных чаяний…А чаяния казачьей голытьбы, собравшейся в Кагальнике, состояли прежде всего в том, чтобы «тряхнуть Москву»…
Аватара пользователя
Фрезерр
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 16:37
Откуда: от верблюда

След.

Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron