Страница 1 из 1

о пользе цинизма

СообщениеДобавлено: 17 мар 2009, 11:20
volodya
Цинизм как форма существования. За и против

Игорь Желнов

Итак, начнем со стандартного определения:
Цинизм — поведение или личностная позиция, выражающие осознанное, или демонстративное пренебрежение к нравственным нормам, этическим ритуалам, как мешающим или «избыточным» для решения практических задач и «лишенным» практического смысла.
Из определения следует, что циник – это, прежде всего, практик. Так ли это? Мне кажется, что сущность и корни цинизма намного шире и глубже, чем мысли о разумности и пользе.
Вот еще одно определение:
ЦИНИЗМ (от греч. kynismos - учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности; см. также Аморализм.

Прежде всего, не следует путать цинизм с прагматизмом и нигилизмом. Безусловно, циник смыкается с прагматиком в желании приблизить философию, абстрактное знание к жизни, практике, конкретной жизнедеятельности людей, «прояснить» мысли и верования. Но в отличие от прагматика, циник не заражен верой в целесообразность как основу любого действия, в отличие от нигилиста – не отрицает всего. У него есть своя вера, но скептическое отношение к любой традиционной религии как способу ограничиться иррациональными ответами на фундаментальные вопросы бытия. Циник отрицает не чудеса, а их трансцендентную основу, считая, что происхождение любого чуда имеет рациональное объяснение, только некоторых объяснений наука пока не знает.

Цинизм имеет весьма различные корни, мотивы и формы. Хотя трудно представить себе ребенка, родившегося циником, но о предрасположенности к циничному восприятию действительности говорить можно, если его с рождения окружают соответствующие люди и атмосфера: происходит импринтинг соответствующего стереотипа поведения. При этом цинизм может быть как оружием сильного, так и защитной маской слабого, но он всегда развивается при столкновении идеалистических ожиданий с жесткостью реальной жизни: «небо разбивается о землю», когда человек сталкивается с «пограничными» состояниями («глядит в лицо» смерти), необходимостью часто принимать жесткие решения, касающиеся многих людей, либо – с очевидными проявлениями людских пороков. И тогда индивид, сознательно или бессознательно, сужает поле своей деятельности, ограничиваясь тем, что он может и должен делать из рациональных соображений, «отсекает» лишние эмоции. Таким образом, можно сказать, что, в определенной степени, цинизм – способ в любых обстоятельствах заниматься своим делом, не тревожа окружающих «по пустякам». Но это лишь одна сторона цинизма.

В принципе, если цинизм не является сознательной позицией, но лишь защитной маской, за ним может скрываться что и кто угодно – от нежной, сверхчувствительной души до опустившегося неудачника и агрессора, опустошенности, безверия и эмоциональных проблем. Он может быть реакцией на цепь неудач, данью моде или стереотипу поведения (например, у подростков) и т.д. Но циник «по убеждению», прежде всего, умеет видеть смешное там, где другие видят страшное или святое. И прежде всего – в самом себе. При этом циник – не обязательно профессиональный клоун (о профессиях мы еще поговорим ниже), но он считает, что смех побеждает страх, на котором держится здание убеждений моралиста, и приближает к пониманию законов мира. Именно поэтому, а также из-за убеждения «Цель оправдывает средства» циников (например, их ярчайшего представителя - Никколо Макиавелли) так часто обвиняли в аморализме, в том, что для них «нет ничего святого». Одна из лучших иллюстраций этого в современной литературе – разговор Хорхе и Вильгельма Баскервильского в «Имени Розы» Умберто Эко, где первый объясняет второму, почему не хочет, чтобы люди прочли вторую часть «Поэтики» Аристотеля – о смехе:

«Смех - это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийцы. Даже церковь, в своей бесконечной мудрости, отводит верующим время для смеха - время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов.... Самое главное - что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганьем таинства - для плебеев».

Циник не то чтобы не любит людей - он просто слишком хорошо их знает. Кроме того, в силу отсутствия страха перед моральными и религиозными «ай-яй-яй»-ями он старается быть объективным и говорить правду, что было не раз подмечено:
• Циник - это человек, который вслух говорит то, что мы думаем. (Пьер Данинос)
• Цинизм — это неприятный способ говорить правду. (Лилиан Хеллман)
• Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом. (Джордж Бернард Шоу)

Цинизм, как взгляд на ситуацию в определенном разрезе, способен помочь и ситуативно, не будучи жизненным убеждением. Например, как способ (само)защиты от нежелательных эмоций, от эмоциональной неадекватности (в частности, это одно из эффективное орудий сотрудника службы доверия при разговоре с потенциальным самоубийцей). Он может быть полезен, чтобы «не загружаться» при разговорах на эмоционально тяжелые темы: о смерти, болезнях, кризисах, политике и т.п.

Проявляется ли цинизм, когда человек не может повлиять на ситуацию? Спорно. Проявляется, если человек выбирает и реализует наиболее практически возможный и действенный путь выхода из ситуации, пусть и с неоказанием помощи тем, кому (на его взгляд) невозможно ее оказать. Если человек просто застывает в ожидании [чуда] – это беспомощность либо смирение.

Цинична ли толпа? И становится ли циником человек, ставший частью толпы? Мой ответ: нет. Толпа хаотична, внушаема и готова поверить в любое чудо. Циник не только не заражается настроением толпы, но и может изменить его, повести за собой (если ему нужно), потому что не теряет голову. Я бы сказал, что цинизм – прививка от стадности.

Безусловно, у цинизма не одни лишь достоинства. Альбер Камю считал его «вечным искушением», Герберт Уэллс – «юмором в плохом настроении». Действительно, он неприменим (и даже вреден) в ситуациях, требующих вдохновения, нестандартного воображения, энтузиазма, эмоционального участия, иррационального выхода из ситуации, установления контакта с людьми другой культурной традиции... Видимо, люди, склонные к цинизму по роду деятельности, тоже иногда снимают этот «защитный механизм», подобно тому, как неудобно париться в бане в бронежилете. Кстати, вот неполный перечень профессий, способствующих развитию цинизма: военный, врач, работник силовых органов и ритуальных служб, юрист, политик, репортёр, финансист, программист…

Может ли циник быть счастлив? Безусловно, может – в тех рамках, которые себе поставил.
В заключение хочу сказать: цинизм сам по себе не хорош и не плох, им надо уметь пользоваться, но не слишком на него уповать, зная, что это лишь одно из средств, которыми слепой пытается решить задачу – понять, как выглядит слон.