Из боярского приговора 21 февраля 1571 года о станичных головах видно, что в то время поволжскую зону держали под контролем две станицы. Одна стояла на Волге под Караманским лесом, другая '' в Вежках выше Медведицы и Хопра''. Караманский лес простирался около современного Саратова, а урочище Вежки находилось выше впадения рек Медведицы и Хопра в Дон. Первая станица (135 человек из Казани, Свияжска, Темникова, Кадома, Шацка, Ряжска) контролировала правобережье Волги: на север ''до Тетюшского города'', на юг – ''до верх Балыклея''. Вторая (120 человек из Шацка, Ряжска, Данкова, Темникова, Кадома, Алатыря) раъезжала на запад ''за Дон и верх Айдарку'', на восток – ''к Волге до усть Балыклея''.'' Итак, ни линию сторожей, ни линию станичников, нельзя отождествлять с засечной линией или чертой, также как, полевую стражу и станичников – осуществлявших дозор в поле, нельзя отождествлять с засечными сторожами, охранявшими ''засеки''. Основная функция сторожей и станичников состояла не в охране полевых и лесных укреплений (их и не было), а в дозорной службе. Им следовало выведать о приблежении противника и тотчас сообщить об этом в ближайшие города с тем, чтобы перед приходом кочевников ''в государевы украинные городы весть была ранее, не близко перед ними''. В эпоху Ивана IV украинными городами на Средней Волге были Шацк, Кадом, Темников, Алатырь, Тетюши. Вот, почему когда назрела необходимость проведения единой общегосударственной засечной линии на юге страны, эти города и были включены в систему укреплений. Впрочем, все по порядку.
Оборона южной границы явилась одной из первых забот нового правительства Михаила Романова. Непрекращающееся, постоянные набеги с юга, ослабляя Россию экономически, не угрожали существованию русской государственности. Но и экономических причин было достаточно, чтобы после перемирия с Польшей (Поляновский мир, 1632-1634 гг.) по-настоящему заняться укреплением южных границ. Началось поражающее воображение строительство оборонительных черт, простиравшихся на сотни верст. Укрепляется Тульская черта, построенная еще при Василии III, возводится Белгородская, в составе которой в середине 1630-х строятся Козлово-Тамбовская, Ломовская черты, перекрывавшие Ногайскую дорогу. Так, В.Н.Загоровский пишет: ''По нашему мнению,до строительства Белгородской черты достоинства «московской оборонительной системы» были весьма сомнительны и заметны только в сравнении с почти полным отсутствием таковой в Польше''; ''правительство не заботилось серьезно об обороне уездов полевой окраины, ограничиваясь традиционной сторожевой службой, которая постепенно утрачивала общероссийские организационные формы и значение''.
Далеко не каждый знает, что система оборонительных сооружений Российского государства XVI-XVII веков была не менее впечатляющая, чем пресловутая ''Китайская стена ''. Она представляла собой непрерывную цепь укреплений, протянувшихсяся более чем на 2 тысячи километров от реки Ворскла до реки Волга, – так называемая Белгородско-Симбирская черта (или, согласно документам XVII века, просто "Черта"). Десятки больших и малых городов возникли как пограничные крепости Черты.
Документ, проясняющий историю строительства Большой черты: "Выписка в Разряд о построении новых городов и Черты" (1681 г.) : "В прошлых давных летех, при княжении великих князей Московских, как Скифской породы Татарские цари жили в Орде на луговой стороне Волги реки, на реке Ахтубе.