Большак - артерия заселения правого берега реки Вароны.
Без права на истину хочу рассказать, что я видел и слышал о заселении и
жизни людей данной местности.
С приходом на престол Романова Михаила Фёдоровича – деда Петра Первого началось сооружение оборонительного вала по линии Скопин – Тула от постоянных набегов конницы Крымских татар через дикое поле, которые не щадили никого. В царствование его сына Алексея Михайловича произошло объединение с левобережней Украиной в 1654 году и началось строительство оборонительного вала по линии Белгород – Тамбов и далее к Пензе (думаю, чтобы перекрыть проход вдоль рек Ворона и Хопёр). Трёхсотлетие воссоединения России и Украины, Шапкинский район отмечал в районе Глубокого озера. Укрепление оборонительного вала продолжалось и при правлении Фёдора Алексеевича брата Петра. С самого начала самостоятельного правления, Пётр Первый понимал, что надо закрыть выход из Крыма в дикое поле, была принята неудачная попытка взятия крепости Азов в 1695 году, затем спешное строительство верфи и примитивного флота в Воронеже. Старики говорили, что дуб на строительство заготавливали в районе Грибановки и Борисоглебска (тогда крепость Павловская - основана в 1698году). В 1696 году Пётр Первый блокировал Азов с суши и моря – взял крепость, а затем основал город Таганрог и дикое поле перестало угрожать России
В 1704 году с возведением церкви святым Борису и Глебу Павловская крепость переименована в Борисоглебскую ( а с 1779 года – в город Борисоглебск). С 1708года крепость вошла вместе с Тамбовской губернией в состав Азовской губернии, а с 1719 в Тамбовскую провинцию. Мне рассказывала жительница города Борисоглебска Харламова Ольга Максимовна (1902 – 1992) что Борисоглебск с трёх сторон был окружён естественной преградой - реками Хопёр и Вороной, а с четвёртой стояли казаки и солдаты. Крепость состояла из трёх районов, сейчас это - вправо от ул. Матросовской город, влево это стояли солдаты и жили семьи командиров, за ж. дорогой жили казаки.
К моменту переименования крепости в Борисоглебск была уже построена большая широкая дорога от Тамбова, что говорит основание деревень Уварово – 1699 г., Грибановка - 7003 г. Улицы этих населённых пунктов и построенных позже деревень говорят о ширине дороги, а дорога в степи была ещё шире. Название ей дали – Большак.
Разбивая колею, повозки объезжали вправо или влево, а в дождливую погоду на чернозёме это происходило постоянно, колея петляла от одного края Большака до другого. В 19ом веке был построен мост через Ворону в Затоне, и проложена дорога через Богану, Чигорак, что сократило расстояние от Андриановки до Борисоглебска вдвое. Сейчас это обычная дорога межобластного значения с твёрдом покрытием.
Уроженка села Чащинские Дворики (неофициально Киселёвка из-за грязи шириной во всю улицу, в конце 70х я на коне под седлом, переезжал улицу, он упал на колени, не смог вытащить ногу), Хорламова Ксения Максимовна (1899-1972) рассказывала, что когда была проведена мобилизация перед Первой Мировой войной, по селу солдаты шли строем, а казаки верхом на лошадях и все пели песни, войска шли много дней подряд. А ей рассказывала её бабушка Ледовская Пелагея Дмитриевна (1826 -1928) и дедушка Ледовской Григорий Игнатьевич(1827-1920), что когда они переехали жить в село, то по краям Большака они собирали ковыль для сухих цветов. Дорогу прокладывали по цилине.