деревня Андриановка Мучкапского района Тамбовской области
  

 

Устав (Основной закон)
Тамбовской области

 

 

 

Разделы I -III    Раздел IV   Раздел V   Разделы VI-XII

 

Раздел VI. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ, АДМИНИСТРАЦИИ
ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Глава 30. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ,
АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 78.

1. Областная Дума и администрация области в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную осуществляют свои полномочия самостоятельно и взаимодействуют, исходя из интересов области и ее населения, в целях эффективного управления процессами социально-экономического развития области в формах, установленных Федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, настоящим Уставом и законом области.
2. Администрация области подотчетна областной Думе по вопросам исполнения областного бюджета и выполнения программ социально-экономического развития области, а также подконтрольна областной Думе по вопросам, предусмотренным частью первой статьи 56 настоящего Устава.
3. Правовые акты администрации области, органов исполнительной власти области направляются в областную Думу, соответственно правовые акты областной Думы направляются главе администрации области в день их подписания.
4. Областная Дума вправе обратиться к главе администрации области или в органы исполнительной власти области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части третьей настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
5. Глава администрации области вправе обратиться в областную Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления областной Думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Порядок внесения в областную Думу и рассмотрения ею указанного предложения главы администрации области устанавливается Регламентом областной Думы.
6. Областная Дума направляет главе администрации области планы законопроектной работы, а также наряду с другими субъектами права законодательной инициативы в областной Думе проекты законов и постановлений Думы и в обязательном порядке в соответствии с законодательством рассматривает их заключения по указанным проектам и поправки к ним.
7. Областная Дума и администрация области не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и органов местного самоуправления области.

Глава 31. УЧАСТИЕ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ.
ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 79.

1. Областная Дума принимает участие в формировании администрации области, в согласовании назначения на должность отдельных ее должностных лиц, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются настоящим Уставом и законом области, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также Федеральными законами.
2. Областная Дума вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность она принимала участие.

Глава 32. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 80.

1. Осуществляя взаимодействие с областной Думой, глава администрации области вправе:
а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса;
б) инициировать созыв внеочередных заседаний областной Думы;
в) предлагать вопросы в повестку дня заседаний областной Думы;
г) вносить на рассмотрение областной Думы проекты законов области и постановлений областной Думы;
д) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний областной Думы;
е) делегировать на заседания областной Думы представителей администрации области и органов исполнительной власти области с правом внеочередного выступления.

Статья 81.

1. На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса, выступать, вносить проекты правовых актов и поправки к ним заместители главы администрации области, руководители структурных подразделений администрации области, органов исполнительной власти области, а также уполномоченные главой администрации области другие лица.
2. На заседаниях совещательных и иных рабочих органов администрации области и ее структурных подразделений, органов исполнительной власти области вправе присутствовать, выступать, вносить проекты правовых актов и поправки к ним депутаты областной Думы либо по поручению областной Думы или ее председателя работники аппарата областной Думы.
3. Депутаты областной Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами администрации области, органов исполнительной власти области.

Глава 33. ГЛАСНОСТЬ В РАБОТЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 82.

1. Областная Дума, администрация области и органы исполнительной власти области осуществляют свою деятельность на принципах гласности и открытости.
2. На заседаниях Думы имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане. Порядок их участия в заседаниях устанавливается Регламентом Думы.
3. Областная Дума и ее комитеты организуют публичные слушания по вопросам жизни области, проектам актов Думы, представляющим общественно значимый интерес.
4. Глава администрации области, руководители ее структурных подразделений организуют обсуждение проектов важных решений администрации на совещаниях, коллегиях, научно-технических и иных консультативных советах, а также на собраниях граждан по месту их работы и жительства.
5. Проекты законов и иных нормативных правовых актов области, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы трудящихся, разрабатываются органами государственной власти области с учетом мнения объединений профсоюзов области.
6. Областная Дума, администрация области и органы исполнительной власти области осуществляют информационное взаимодействие, регулярно информируют население о своей деятельности, принятых решениях, о положении дел области через средства массовой информации.

Глава 34. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ МЕЖДУ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ ОБЛАСТИ

Статья 83.

1. Споры и конфликты между областной Думой и администрацией области, органами местного самоуправления, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым правовым (законодательным) актам области и иным вопросам, разрешаются посредством согласительных процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и законом области, а также создания паритетных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в соответствующий суд.
Споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти области, а также органами государственной власти области и других субъектов РФ разрешает Конституционный суд РФ.

Глава 35. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ

Статья 84.

1. Устав и законы области, иные нормативные правовые акты, принятые областной Думой, и акты, принятые администрацией области, органами исполнительной власти области в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами области. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена Федеральным законом, она может быть установлена законом области.
2. Областная Дума и администрация области, а также их органы и должностные лица, органы исполнительной власти области и их руководители несут ответственность за принятые ими акты в порядке, установленном федеральным законодательством.

Глава 36. ОГРАНИЧЕНИЯ В ЗАМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОЛУЧЕНИИ ДОХОДОВ, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 85.

1. Председатель областной Думы, глава администрации области и их заместители, руководители органов исполнительной власти области структурных подразделений аппарата областной Думы, должностные лица и служащие структурных подразделений и аппарата администрации области, органов исполнительной власти области не имеют права:
а) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним, образовывать в органах и структурных подразделениях областной Думы и администрации области структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов;
б) состоять в правлениях или других органах управления и выступать в качестве учредителей предприятий, коммерческих банков и других учреждений, организаций, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
в) получать любые доходы, в том числе единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в собственности области либо действующих на ее территории или связанных с областным бюджетом и получением из него средств для своей деятельности, налоговые либо иные финансовые льготы.
Действие подпункта "в" настоящего пункта не распространяется на указанных лиц при получении ими авторского гонорара, вознаграждения за преподавательскую, научную и иную творческую деятельность в установленном порядке.
2. В отношении председателя областной Думы и его заместителей, депутатов, работающих в ее органах на постоянной основе, должностных лиц аппарата областной Думы, должностных лиц администрации области действуют нормы о недопустимости их участия в предпринимательской деятельности.
3. Допущенные указанными лицами нарушения норм, содержащихся в настоящей статье, если в них отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения, влекут за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения в соответствии с законодательством.

Статья 86.

1. Должностные лица областной Думы и администрации области, включая сотрудников их аппаратов, являются государственными служащими. На них распространяются правовые и социальные гарантии, установленные федеральным и областным законодательством о государственной службе.
2. Органы государственной власти области обеспечивают государственному служащему денежное содержание, жилищные условия, медицинское, пенсионное обеспечение и иные гарантии, установленные законом области в соответствии с федеральным законодательством.
3. Руководители органов законодательной и исполнительной власти области, их заместители, руководители структурных подразделений аппаратов областной Думы и администрации области, их заместители продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы) в течение трех месяцев после освобождения их от должности в случаях упразднения должностей в связи с изменением административно-территориального устройства, реорганизации структуры областной Думы и администрации области и их аппаратов, самороспуска областной Думы.
В случае, если на новом месте службы (работы) указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного календарного года со дня ухода с должности. Оплата производится из областного бюджета.

Раздел VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ, ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ
И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 87.

1. Областная Дума, глава администрации области и органы исполнительной власти области при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
2. Правовые акты областной Думы, главы администрации области, органов исполнительной власти области, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, настоящему Уставу и законам области, подлежат опротестованию прокурором области или его заместителем в установленном законом порядке.
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению областной Думой, главой администрации области, руководителем органа исполнительной власти области в соответствии с федеральным законом.
3. В соответствии с федеральным законом Президент Российской Федерации вправе обращаться в областную Думу с представлением о приведении Устава, закона области или иного нормативного правового акта областной Думы в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными законами и Федеральными законами.
4. В случае возникновения разногласий при реализации части третьей настоящей статьи Президент Российской Федерации использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
5. Законы области, правовые акты областной Думы, органов исполнительной власти области и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 88.

1. Должностные лица органов исполнительной власти области несут ответственность, предусмотренную Федеральными законами и законами области.
2. В соответствии с Федеральным законом Президентом Российской Федерации выносится предупреждение главе администрации области в случае:
а) издания главой администрации области нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным законам и Федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а он в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
б) уклонения главы администрации области в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта главы администрации области либо нормативного правового акта органа исполнительной власти области от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока глава администрации области не обратился в соответствующий суд для разрешения спора.
3. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения главе администрации области он не принял в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации издает указ об отрешении главы администрации области от должности.
Абзац второй утратил силу - Закон Тамбовской области от 20.05.2005 N 320-З.
4. Глава администрации области может быть отрешен от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия областной Думой, с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
(ч. 4 в ред. Закона Тамбовской области от 20.05.2005 N 320-З)
5. Глава администрации области может быть временно отстранен от исполнения обязанностей решением Президента Российской Федерации, принимаемым в форме указа, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.
(ч. 5 в ред. Закона Тамбовской области от 20.05.2005 N 320-З)
6. Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей главы администрации области доводится до сведения областной Думы.
Глава администрации области вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации соответствующий указ Президента Российской Федерации в течение десяти дней со дня его официального опубликования.
(ч. 6 введена Законом Тамбовской области от 20.05.2005 N 320-З)

Статья 89.

1. В соответствии с федеральным законом, действие акта главы администрации области, акта органа исполнительной власти области в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения им прав и свобод человека и гражданина, может быть приостановлено указом Президента Российской Федерации до решения этого вопроса соответствующим судом.
2. В период действия данного указа Президента Российской Федерации главой администрации области и (или) органом исполнительной власти области не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации либо вносящего в него необходимые изменения. При этом глава администрации области вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти области акта, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

Раздел VIII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 37. ОРГАНЫ ПРАВОСУДИЯ. СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Статья 90.

1. Правосудие в области осуществляется только судами, учреждаемыми и действующими в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
2. Судебная власть в области осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. На территории области действуют областной суд, районные и городские суды, военный суд, арбитражный суд области, относящиеся к федеральным судам, а также мировые судьи, которые входят в единую судебную систему Российской Федерации.
4. Порядок организации и деятельности федеральных судов, правовой статус их судей определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Должности мировых судей создаются и упраздняются законами области. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным законом и законом области.
5. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, непосредственно участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Надзор за судебной деятельностью судов в области осуществляется соответствующими вышестоящими судами в соответствии с законодательством РФ.
7. Кадры судебных органов области находятся в совместном ведении Российской Федерации и области. Судьи федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

Раздел IX. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 38. ПРОКУРАТУРА ОБЛАСТИ

Статья 91.

1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории области и поддержание обвинения в судах осуществляют органы прокуратуры области.
2. Органы прокуратуры области являются составной частью единой централизованной системы прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
3. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти области. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
4. Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры области определяются федеральным законом.

Глава 39. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 92.

Охрана общественного порядка, обеспечение государственной и личной безопасности на территории области осуществляются органами внутренних дел, подразделениями и службами милиции общественной безопасности, органами государственной безопасности, организация и деятельность которых регулируется федеральным законодательством и правовыми актами области.

Глава 40. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЛАСТИ

Статья 93.

1. Чрезвычайное положение в области вводится на основании Закона РФ "О чрезвычайном положении", в котором определяются полномочия органов государственной власти, общественных организаций, граждан, дополнительные меры охраны порядка и безопасности, допускается создание временных специальных органов государственного управления.
Введение чрезвычайного положения осуществляется Указом Президента РФ на всей или части территории области, либо в отдельных населенных пунктах с немедленным сообщением о том всему населению, государственным и общественным организациям.
В условиях чрезвычайного положения сохраняются и действуют все нормы, определяющие правовой статус граждан и других лиц, за исключением тех ограничений, которые могут быть применены Указом Президента РФ по введению чрезвычайного положения в области при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных указанным законом.

Глава 41. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ

Статья 94.

1. Реализацию государственной политики в сфере юстиции обеспечивают управление юстиции области, его органы и учреждения. Их компетенция, организация и деятельность определяются федеральным законодательством и правовыми актами области.
2. Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определенном законами РФ и правовыми актами области.
3. Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляется коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом занятия адвокатской практикой. Организация и порядок деятельности адвокатуры в области определяются федеральными законами и правовыми актами области.

Раздел X. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
(раздел X в ред. Закона Тамбовской области от 30.01.2004 N 192-З)

Глава 42. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 95.

1. Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют находящиеся в собственности области имущество, средства областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, а также имущественные права области.
2. Собственность области признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Глава 43. СОБСТВЕННОСТЬ ОБЛАСТИ

Статья 96.

1. В собственности области может находиться: имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, по предметам ведения области, указанных соответственно в части четвертой статьи 10 и части второй статьи 11 настоящего Устава;
имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, не предусмотренные частью четвертой статьи 10 настоящего Устава и установленные иными федеральными законами, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, указанных в части шестой статьи 10 настоящего Устава, а также для осуществления возложенных на исполнительные органы государственной власти области отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, указанных в части четвертой статьи 9 настоящего Устава в случаях, установленных федеральными законами;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области.
2. В целях осуществления полномочий, указанных соответственно в части четвертой статьи 10 и части второй статьи 11 настоящего Устава, органы государственной власти области могут создавать государственные унитарные предприятия и государственные учреждения.
Органы государственной власти области определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий и учреждений в порядке, установленном законом области.
Органы государственной власти области обеспечивают за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета) содержание государственных учреждений области, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
3. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности области, а также порядок учета имущества области устанавливаются федеральным законом.

Глава 44. УПРАВЛЕНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ОБЛАСТИ

Статья 97.

1. Органы государственной власти области самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами области.
2. Органы государственной власти области вправе передавать имущество области во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами области.
3. Порядок и условия приватизации имущества области определяются законами и иными нормативными правовыми актами области в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества области поступают в областной бюджет.

Глава 45. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В ОБЛАСТИ

Статья 98.

1. В области земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, определенных федеральным и областным законодательством.
Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
2. Земельные отношения в области регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами области.

Глава 46. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ

Статья 99.

1. Администрация области правомочна непосредственно вступить во внешнеэкономические связи, а также содействовать их установлению находящимся на территории области предприятиям и организациям с зарубежными партнерами в порядке, определенном федеральными законами, законами и другими нормативными правовыми актами области.
2. Администрация области на основании постановлений областной Думы вправе заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет средств валютных фондов области и на иной основе, а также осуществлять другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом.

Глава 47. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 100.

1. Формирование, утверждение, исполнение областного бюджета и контроль за его исполнителем осуществляются органами государственной власти области самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами области.
Областной бюджет и отчет о его исполнении рассматриваются и утверждаются областной Думой по представлению главы администрации области в форме законов области.
2. Органы государственной власти области обеспечивают сбалансированность областного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга области, исполнению бюджетных и долговых обязательств области.
3. Органы государственной власти области в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, представляют федеральным органам государственной власти годовые отчеты об исполнении областного бюджета и консолидированного бюджета области.
4. В областном бюджете раздельно предусматриваются доходы, направляемые на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти области, указанных в части четвертой статьи 10 и части второй статьи 11 настоящего Устава, и субвенции на обеспечение осуществления полномочий, указанных в части четвертой статьи 9 и части шестой статьи 10 настоящего Устава, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы.
5. Проект областного бюджета, закон об областном бюджете, годовой отчет об исполнении областного бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения областного бюджета, а также о численности государственных гражданских служащих области и работников государственных учреждений области с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета проводятся публичные слушания.

Глава 48. РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

Статья 101.

1. Расходы областного бюджета осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы государственной власти области ведут реестры расходных обязательств области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами области.
Органы государственной власти области не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами области, из областного бюджета местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.
Органы государственной власти области вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти области федеральными законами, законами области, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств областного бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
2. Расходы областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Порядок осуществления расходов областного бюджета на обеспечение полномочий органов государственной власти области, указанных в части четвертой статьи 9 и части шестой статьи 10 настоящего Устава, устанавливается соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществление расходов областного бюджета на обеспечение указанных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами области.

Статья 102.

1. Собственные доходы областного бюджета формируются за счет:
а) доходов от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 103 настоящего Устава;
б) доходов от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 103 настоящего Устава;
в) безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 настоящего Устава и других безвозмездных перечислений;
г) доходов от использования имущества области;
д) части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности области, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами области, и доходов от оказания государственными учреждениями области платных услуг;
е) штрафов и иных поступлений в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами области.
2. Состав собственных доходов областного бюджета может быть изменен в соответствии с федеральным законом только в случае изменения полномочий органов государственной власти области, указанных в части четвертой статьи 10 и части второй статьи 11 настоящего Устава, и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
3. В областной бюджет зачисляются субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий, указанных в части четвертой статьи 9 и части шестой статьи 10 настоящего Устава.
4. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, указанных в статье 103 настоящего Устава, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 103.

1. Перечень региональных налогов и сборов и полномочия органов государственной власти области по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. В областной бюджет зачисляются доходы от региональных налогов и сборов по налоговым ставкам, установленным законами области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. В областной бюджет зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов Российской Федерации нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Законом области в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных и федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет.

Статья 104.

Область имеет право на получение дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета, цели и условия предоставления которых устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 105.

Область вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска государственных ценных бумаг области, в порядке, установленном законами области в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Глава 49. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

Статья 106.

1. Администрация области, органы исполнительной власти области самостоятельно организуют и осуществляют исполнение областного бюджета в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Кассовое обслуживание исполнения областного бюджета осуществляется в порядке и на условиях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Органы государственной власти области взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков, начисления и уплаты налогов и сборов в областной бюджет и местные бюджеты и предоставляют в финансовый орган области соответствующие данные по форме и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Глава 50. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ И ВАЛЮТНЫЕ ФОНДЫ ОБЛАСТИ

Статья 107.

1. Правовой статус, порядок образования, деятельности и ликвидации областных внебюджетных фондов определяются законом области в соответствии с федеральным законодательством.
2. Законом области в соответствии с федеральными законами утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об исполнении этих фондов.

Статья 108.

Порядок образования и деятельности областных валютных фондов, контроля за использованием средств этих фондов устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.

Раздел XI исключен - Закон Тамбовской области от 30.01.2004 N 192-З.

Раздел XI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
(раздел XI в ред. Закона Тамбовской области от 30.01.2004 N 192-З)

Глава 51. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 109.

1. В области признается и гарантируется установленное Конституцией Российской Федерации местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
3. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, собраниях (сходах), конференциях граждан, территориальном общественном самоуправлении, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
4. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Глава 52. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 110.

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах с учетом исторических и иных местных традиций.
(в ред. Закона Тамбовской области от 20.05.2005 N 320-З)
2. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, наделение городского поселения статусом городского округа, преобразование муниципальных образований осуществляются законами области.

Глава 53. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 111.

1. Структуру органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), наличие которых в указанной структуре является обязательным, а также контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
(в ред. Закона Тамбовской области от 26.12.2005 N 2-З)
2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом области с учетом исторических и иных местных традиций.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
4. Органы местного самоуправления могут наделяться законом области отдельными государственными полномочиями области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация органами местного самоуправления переданных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств подконтрольны органам государственной власти области, передавшим их.
5. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

Статья 112.

Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа устанавливаются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в соответствии с указанным Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Статья 113.

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами области.
3. Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.

Глава 54. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 114.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Глава 55. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 115.

1. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных законами области, а также имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава 56. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ

Статья 116.

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
2. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними законами области.
3. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в органы государственной власти области отчеты об исполнении местных бюджетов.
4. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
5. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Глава 57. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

Статья 117.

1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в области образуется совет муниципальных образований области.
2. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
3. Органы государственной власти области взаимодействуют с органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, принимают и осуществляют межмуниципальные программы и проекты, в том числе инвестиционные проекты.

Раздел XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 118.

1. Устав области вступает в силу со дня официального опубликования в областной газете "Тамбовская жизнь".
2. Нормативные правовые акты области, изданные до вступления в силу настоящего Устава, сохраняют юридическую силу в части, не противоречащей ему.
3. Положения абзаца первого части второй статьи 49 и части пятой статьи 65 в отношении сроков полномочий областной Думы и главы администрации области применяются к депутатам областной Думы четвертого и последующих созывов и главе администрации области, избранным на выборах, назначенных после официального опубликования норм об изменении установленных настоящим Уставом сроков полномочий областной Думы и главы администрации области.
(п. 3 введен Законом Тамбовской области от 27.03.2003 N 102-З)
4. Положения части четвертой статьи 9, частей четвертой, пятой и шестой статьи 10, раздела X настоящего Устава вступают в силу на условиях и в сроки, установленные Федеральным законом от 4 июля 2003 г . N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(п. 4 введен Законом Тамбовской области от 30.01.2004 N 192-З)
5. Положения статей 110-117 раздела ХI настоящего Устава вступают в силу в сроки, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г . N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
До вступления в силу указанных положений раздела ХI Устава области применяется Закон Тамбовской области "О местном самоуправлении в Тамбовской области" в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
(п. 5 введен Законом Тамбовской области от 30.01.2004 N 192-З)

 

Разделы I -III   Раздел IV   Раздел V   Разделы VI-XII

   Rambler's Top100