деревня Андриановка Мучкапского района Тамбовской области
  

 

Система Orphus


Поиск по сайту:

Главная
Новости
Фотографии
Видеоролики
Документы
История
Учителя
Школа
Где наши не пропадали
Ищу тебя
Разное
Гербарий
Гостевая
Форум
Чат
Автору
Ссылки
Как



 

На этой страничке будут выкладываться присланные Вами истории, воспоминания
о деревне, о её бывших жителях, о людях так или иначе, связанных с Андриановкой и Заполатово

 

Выжить и победить
    Нередко в летнее время, когда в школьном дворе затихают детские голоса, приходят сюда люди, которые незнакомы многим нынешним андриановским школьникам и педагогам. Кто они? Почему делают фото у стен школы, подолгу смотрят на старые окна-глазницы, просят показать старые классы и ищут знакомые имена, сохранившиеся на кирпичах старого школьного здания? Молодому поколению и невдомёк, что столь почтенные, убелённые сединой посетители их школы - бывшие ученики. Только учились они здесь 60- 70 лет назад. Они - дети войны.

Родоначальники большой семьи

     Иван Яковлевич и Дарья Спиридоновна поженились по большой любви в 1913 году. Дарья Спиридоновна была из Заполатово, а Иван Яковлевич Есиков родился и вырос в Андриановке, где жили его прадеды и родители. Молодые поселились в большом каменном доме жениха, в котором и появились на свет один за другим четырнадцать ребятишек. Четверо умерли. А десять ребятишек, пять мальчиков и пять девочек, росли на радость своим родителям. По воспоминаниям детей, мать и отец до конца своих дней не сказали друг другу плохого слова, жили в согласии. И детей своих не просто старались обуть, одеть, накормить, а вырастить достойными людьми. В этом помогали взаимное уважение между родителями, соблюдение лучших христианских традиций.
     Хотя Дарье Спиридоновне не пришлось учиться в школе, её семья воспитала в ней трудолюбие, она была мастерицей на все руки: обшивала, обвязывала всю семью, создавала в доме уют своими руками.
    Иван Яковлевич окончил четыре класса деревенской школы, а хозяйский опыт был приобретён в своей семье. Потомственный крестьянин мог справиться с любым делом.
     Семья до начала коллективизации не бедствовала и по обеспеченности относилась к середнякам. Имели крупнорогатый скот, были свои лошади, сельскохозяйственный инвентарь прикупили. Когда в деревне началась коллективизация, они решили не вступать в колхоз, а жить своим хозяйством. Однако зажиточность не давала покоя некоторым односельчанам, и их раскулачили.
    В 1947 году Дарья Спиридоновна получила награду как мать- героиня- Золотую звезду и Грамоту за подписью М. И. Калинина. Незадолго до своей кончины она передала на хранение удостоверение матери- героини и звёздочку старшему сыну Николаю Ивановичу.
     Прожили вместе они 51 год. Вначале в мир иной ушёл Иван Яковлевич, он умер в 1964 году в возрасте 76 лет, а Дарья Спиридоновна - в 1983 году.

Братья и сёстры – дети войны

    Cтаршим в семье был Иван (1914), потом родились Михаил (1915), Николай (1919), Пётр (1921), Нина (1923), Валя (1924 ), Ася (1926), Анна (1927), Леонид (1929), Серафима ( 1932 ).
    Начиная с 1922 года, один за другим родители приводили в Андриановскую школу своих ребятишек.
    После раскулачивания долго не могли побороть нищету, голод. Подойдут, бывало, малыши к матери и просят: "Мама, кушать хотим". А ей нечем ответить детям - отвернётся и плачет, скрывая слёзы. И в школу подчас не в чем было ходить: одна обувка и одёжка на нескольких человек. Выручало то, что посещали занятия в разные смены.
     Единственное, что они смогли забрать из старого дома- икона, которая досталась в наследство Дарье Спиридоновне от прародителей. С нею она получила благословение на брак. Она обращалась к лику, когда просила за детей своих. И как ни было трудно, они все выросли, выстояли.
     И вот уже Иван, окончив школу и педагогическое училище, был принят учителем в Коростелёвскую школу. А за ним и Николай решил поступать в военно-медицинское училище г. Киева. Но он считался сыном кулака. И тогда родители и Николай решили, что он непременно должен осуществить свою мечту. Выход был один - сменить фамилию. Выручили родственники: оформили усыновление мальчика, и он стал носить фамилию Вяткиных, близких родственников, поддержавших семью в трудное время. Так вот сбылась его мечта. Потом окончили школу Пётр, Нина, Валя. Старшие уже сами зарабатывали на жизнь и могли помочь родителям, чтобы растить и учить младших, если бы не война…
     Сначала пришла повестка Ивану. Краткосрочные курсы, и учитель стал командиром танка. Мобилизовали Михаила, Николая, окончившего накануне войны Киевское военно-медицинское училище, а потом и Петра.
     Нина и Валя после школы были направлены военкоматом на учёбу в Мичуринское медицинское училище. По его окончании Нину мобилизовали в прифронтовой госпиталь, а Валентина по распределению попала в госпиталь, находящийся в Узбекистане в посёлке Корши.
    Не обошло горе семью: пришла похоронка на командира танка Ивана. Михаил проходил подготовку в военном училище, и ещё не успел попасть на фронт - перед самой отправкой на одном из учений парашют не раскрылся, и курсант погиб. А о Петре получили сообщение, что воин пропал без вести.
     Но были и хорошие новости в День Победы: в чине капитана медицинской службы по окончании войны возвратился домой Николай, награждённый боевыми наградами. Живой и здоровой встретила день Победы Нина, дошедшая со своим госпиталем до западной границы.
    В это время Анна, Ася, Серафима и Леонид заканчивали школу и тоже решили поступить учиться дальше. Их школьные годы совпали с войной, и поэтому учёба всё это время совмещалась с трудом. Девиз был один для детей и взрослых: "Всё для фронта, всё - для победы!" Сразу после окончания войны они продолжили своё образование: Анна и Серафима стали зоотехниками, а Ася училась в профессиональном училище, где приобрела строительную специальность и по направлению уехала работать крановщицей в г. Навои Узбекской ССР. Валентина, вернувшись из Узбекистана после войны, выбрала ещё одну профессию - стала учителем.
     У всех детей большой семьи Есиковых после войны сложилась личная жизнь, выросли свои дети. Сейчас они живут в разных уголках России и в Украине. Николай Иванович - под Санкт-Петербургом в Сосновом Бору, где ему, как фронтовику, дали квартиру. В 2009 году ветеран Великой Отечественной войны отметил свой девяностолетний юбилей. Анастасия Ивановна - в с. Вязоватовка Новодевического района Воронежской области, Анна Ивановна - в Барнауле. Нет только в живых Серафимы, самой младшей из сестёр. Она единственная, кто прожил всю жизнь в Андриановке.
     С возрастом всё реже могут братья и сёстры собраться вместе. Да и дороговато для пенсионеров по гостям разъезжать. Вот только Леонид, младший из братьев, не просто каждый год бывает в Андриановке. В деревне у него свой домик - небольшая дачка. И главное- это то, что здесь он не просто родился, учился, но и появилась его мечта стать тем, кем он стал.

Младшенький, обречённый на долголетнее творчество

    Леонид Иванович Есиков - дитя войны, окончил 7 классов Андриановской школы в 1945 году. Ему исполнилось в это время 15 лет. Он не успел уже по возрасту попасть на фронт, но война запомнилась ему многим: голодом и холодом в классах, тревожным ожиданием вестей с фронта, которое было знакомо каждой семье. Из школьной своей жизни помнит, как подолгу осенью не учились - нужно было работать - заменять старших, ушедших на фронт. И не только эта память и боль по погибшим братьям остались навсегда в сердце. Он с большой теплотой вспоминает педагогов Андриановской школы, учивших его: Ивана Васильевича Попова, Елену Васильевну Покровскую, Василия Ивановича и Варвару Михайловну Бородачёвых, Ивана Сергеевича Трушина, Марию Арсентьеву Абрамову, Анну Арсентьевну Каверину.
     Долгая дорога к выбранному Леонидом Ивановичем учебному заведению лежал в Западную Украину, в незнакомый город Львов, где по окончании войны осталась старшая из сестёр Нина. Железнодорожный состав, до отказа набитый пассажирами, вёз мальчика мимо обгорелых и ещё не отросших верб, одиноких печных труб, разрушенных хат. Но за окнами общего вагона были и радостные пейзажи: вокзалы, наполненные вернувшимися с фронта солдатами, спешащие в свои края по дорогам беженцы с котомками, встречные военные эшелоны, возвращающиеся с войны. Атмосфера, царящая всюду, была пронизана радостью от долгожданной победы. Ведь и сегодня, и впереди был мир. А всё остальное можно пережить. Сомнений, куда поступать, не было: Львовское художественное училище. С младших классов самым любимым предметом у Леонида были уроки рисования. Он и по другим предметам учился успешно. А этот предмет он считал особенным, потому что на нём он занимался самым любимым делом. Мальчик не просто изображал на своих рисунках какие-то предметы - его детские наброски отражали его своё видение мира, с фотографической точностью он мог набросать портрет или срисовать с натуры листок, дерево, небо и облака. Конечно, многие из родителей стараются, чтобы ребёнок получил профессию, которая сделает его обеспеченным и успешным, со стабильной зарплатой. Но Дарья Спиридоновна и Иван Яковлевич со всей житейской мудростью благословили выбор ребёнка. Поступать в художественное училище советовали и школьные педагоги.
    Экзамены в училище были сданы без труда. Голодные послевоенные годы. На руки давали лишь карточки на хлеб. И больше ничего не было у мальчика, учившегося живописи. Чем могла, помогала Нина. Ей самой жилось нелегко, в семье трое собственных ребятишек подрастало. Но младший брат Лёня был для неё как родной сын. И она по-матерински заботилась о нём. А он, понимая, что должен тоже как-то помогать сестре, подрабатывал, где мог. Но часто на подработки просто не хватало времени - студентов посылали на восстановление разрушенного: разборку завалов на улицах, очистку смятых войной скверов. По праву Леонид Иванович награждён медалью "Ветеран труда Великой Отечественной войны 1941-1945 гг". Чтобы выжить, на старших курсах уже и сам давал уроки рисования в школе. Преподаватели училища, видя большие способности своего ученика, советовали продолжать учёбу. Да и сам Леонид чувствовал, что ему недостаточно тех знаний, которые получил в училище, и после его окончания он продолжил образование в Львовском институте декоративного искусства. В это время молодой художник начинает самостоятельно выполнять оформительские проекты, но для души занимается живописью - в коллекции его картин и сейчас хранятся пейзажи, написанные в окрестностях города Львова. Но вот учёба в институте позади, выпускник был принят в Львовское товарищество художников живописцем, где проработал долгие годы. И, хотя в Львове он получил и образование, и была любимая и интересная работа, очень тянуло в Россию. В 1959 году Леонид Иванович переезжает в Московскую область, в Подлипки, а на работу его принимают в Абрамцевское художественно- промышленное училище в качестве преподавателя по рисунку и живописи. Быть преподавателем в Абрамцевском художественном училище - не просто работать. Абрамцево со второй половины 19-го века - важный центр русской художественной жизни. Здесь работали В. М.Васнецов, И. Е. Репин, В. Д и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров. Поэтому в созданном в годы советской власти художественном училище сильны были традиции русской живописной школы.
    Но так сложилось, что через несколько лет по семейным обстоятельствам Леонид Иванович обосновывается в г. Королёве (ныне Калининград), и поэтому пришлось сменить место работы - он был приглашён на должность художника- оформителя в НИИМАШ, тесно связанный с космонавтикой, где выполнял заказы не только для своего города, но и для Москвы. Как вспоминает художник, он не был лично знаком с С. П. Королёвым, но тот дух творчества, энтузиазма, устремлённости к новым открытиям буквально пропитал даже стены этого учреждения, по коридорам которого ходил великий конструктор. Поэтому, когда в 1968 году Федерацией космонавтики была учреждена Золотая медаль Юрия Гагарина, Леонид Иванович, не раздумывая, начал работать над созданием эскиза. Его медаль, пройдя очень строгий отбор среди огромного количества представленных проектов, была признана лучшей и утверждена Федерацией космонавтики в Москве и решением Международной Федерации аэронавтики в Париже. И вот уже много лет Золотой медалью Юрия Гагарина, сделанной по эскизу нашего земляка Леонида Ивановича Есикова, награждают не только космонавтов всех стран, побывавших в космосе, ею отмечаются лучшие результаты работы в мирном освоении космического пространства.
    Время неумолимо. Леонид Иванович, проработав много лет в творческой атмосфере интересного коллектива, совсем недавно ушёл на пенсию. Но любимое дело осталось: он пишет картины. За годы жизни в Подмосковье трижды участвовал в выставках со своими работами. В ноябре 2009 года он отметил своё 80-летие, и к этому юбилею в г. Калининграде подготовлена персональная выставка его картин, написанных в предыдущие и последние годы.
    Ближе всего Леониду Ивановичу, как художнику, реалистическая школа. А работает он с различными материалами: красками, пастелью, акварелью, маслом. Есть графические работы. Создаёт картины на полотне, бумаге, других материалах. Часть работ художника находится в музеях, в частных коллекциях, есть у него и своё собрание картин, наиболее дорогих ему. Среди них, конечно, особенное место занимают полотна, посвящённые малой родине.
    Жена, приёмная дочь и внук поддерживают увлечения Леонида Ивановича, помогают советами, стараются, чтобы ничто не мешало занятию.
     Слушая его рассказ о семье, педагогах, учивших его, школе, где получил путёвку в жизнь много лет назад, людях, с кем он впоследствии работал, понимаешь, почему Леонид Иванович обречён на долголетнее творчество, радость общения со своими родными братьями и сёстрами, дожившими до почтенного возраста. Спокойный тон, и то, что и как он говорит, не выражают ни недовольства, ни надрыва или обид на кого - то, ни бахвальства достигнутым. Наоборот, он говорит о близких людях, и рассуждает о жизни с теплотой и любовью. Думая о будущем, о том, как много ещё предстоит сделать, не сетует на то, что вот, мол, возраст какой. А путь - то пройден немалый, повидано и пережито столько, что нет ещё такого полотна, которое бы вместило всю жизнь. Леонид Иванович, ежегодно приезжая в Андриановку, в свободное время обязательно посещает места своего детства и приходит к школе. И летом 2009 года, накануне своего 80- летия, не просто постоял в школьном дворе: он вошёл в здание, попросил показать классы, где училось его поколение, дети войны, и тогда же, в память нынешнему поколению родной школы, принёс фото медали, которую теперь знают во всём мире. Да, тот урок, который ему когда-то задали здесь: стать настоящим гражданином,- он выполнил на "отлично".
    Вот такие они, дети войны. Не только выжили, но и восстановили разрушенное, создали много прекрасного вокруг и сохранили не только память, без которой не было бы истории, но и заряд жизнелюбия. А без него нельзя выжить и победить. 

А. АСТАШКИНА,
д. Андриановка.
"Мучкапские новости" от 7 и 21 мая 2010 года
Прокомментировало 1 посетителей

Онлайн 0 посетителей

Просмотрело 628 посетителей

Прокомментировал Николаевна - 11 May 2010 10:35 pm
Эта статья о моих родных по отцовской линии.Многое я узнала о том, чего раньше не знала а теперь и спросить не у кого,родителей давно нет. С тётей Асей мы жили в Навои в Узбекистане,потом я уехала,через год и родители уехали.А с начала 90-х вообще о ней ничего не слышала.Теперь я знаю где она обосновалась.Спасибо автору за эту статью.

Ваше имя:
E-mail:
(необязательно)

Защита от спама
Из 10 знаков выберите те, порядковые номера которых указаны ниже, вводить без пробелов

второй восьмой восьмой

mWJvqtlCEC

Smile: smile wink wassat tongue laughing sad angry crying 

| Забыть меня
 

Последние комментарии
(Разное и Где наши...) :

ИХ ПРИЗВАНИЕ – СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ
13-07-17, Татьяна:
Замечательные слова, жизнеутверждающая статья. Пример таких педагогов
дает силы и вдохновение для работы учителем.

Память о прошлом. А.В. Любовшина
21-11-15, Андрей:
За каждым успехом жены ,стоит её муж.Кстати награждённый медалью "За отвагу"

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
19-11-14, Учитель:
Уважаемый Никита! Слово "сленг"(слэнг) употребляется как в единственном числе , так и во множественном. Внимательнее работайте со словарём. Но я очень рада , что Вы так внимательны к родному языку. Всего Вам доброго! Учитель.падеж ед. ч. мн. ч.
Им. слэ́нг слэ́нги
Р. слэ́нга слэ́нгов
Д. слэ́нгу слэ́нгам
В. слэ́нг слэ́нги
Тв. слэ́нгом слэ́нгами
Пр. слэ́нге слэ́нгах

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
01-04-14, Никита:
Уважаемый учитель русского языка, вот только слово "сленг" во множественном числе не употребляется! У вас же читаем: "Сленги, сленги ..занимают огромное место в современном русском языке." )))

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
31-03-14, Николаевна:
В своё время,когда внучка была маленькой,общаясь с ней и её подружками,я требовала перевода на русский язык то, что они мне говорили.Сначала недовольны были,а потом ничего....привыкли.До сих пор,когда встречаемся, общаемся только на литературном языке.На молодёжном сленге они говорят между собой, а в семье.....ни в коем случае.Так что многое зависит от семьи.Я так думаю.

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
17-04-12, петруха:
В своё время на Руси сквернословие сурово каралось законом ! Матершина - великий грех ! Ведь из чистого родника течёт чистая вода , а из грязного...Скверные слова засоряют душу человека , делают облик его омерзительным !

Школа о питомцах память бережёт
12-03-12, елена:
выпускники 20 и 28 года: 1 - василий федорович егорочкин, а как фамилия ивана николаевича?

15 сентября 2010 года
23-10-11, Александр.:
Мужики. Это бабка на фотографии. smile Вот такая бабка. Хи хи хи... Нет я серьезно. И наверняка из дуба сделанная она. Прутки для того сделаны что бы четыре мужука могли браться за эту бабку. И ей забивали деревянные сваи при строительстве чего нибудь, в дно реки. Видимо использовали при строительстве мельницы. А потом ее уронили в воду.

   Rambler's Top100