деревня Андриановка Мучкапского района Тамбовской области
  

 

Система Orphus


Поиск по сайту:

Главная
Новости
Фотографии
Видеоролики
Документы
История
Учителя
Школа
Где наши не пропадали
Ищу тебя
Разное
Гербарий
Гостевая
Форум
Чат
Автору
Ссылки
Как


 

На этой страничке будут выкладываться присланные Вами истории, воспоминания
о деревне, о её бывших жителях, о людях так или иначе, связанных с Андриановкой и Заполатово

 

Чеботаревы в Сибири
     В Андриановке жили мои тетя Таня, Татьяна Андреевна Фатеева (Чеботарева) и Василий Андреевич Чеботарев. Они умерли недавно.
    Это сейчас в Тамбовской области жить - одна прелесть. Я был в Андриановке в 1998 году, увидел черноземье, увидел богатые края и не поверил, что здесь можно было жить бедно.
Чеботаревы жили в Чугреевке и жизнью это назвать можно было с большим трудом. Частенько просил маму и тетю Таню рассказать о детстве. Они рассказывали про дикую бедность, про то, как не в чем было ходить в школу, да про то, как побирались. Больше светлых пятен в довоенной и послевоенной жизни в Тамбовской области не было.
     Когда в 50-е годы (в 1951) в деревнях Тамбовской области появились "купцы" из Сибири, зазывавшие местных жителей на освоение Сибири, бабушка Ольга Петровна со всей семьей: сыновьями Гришей, Василием, дочерьми Таней, Машей, Варей погрузились в эшелоны со всей утварью и скотиной и уехали в Иркутскую область. По пути познакомились со многими другими семьями.
    На самом деле, в Иркутской области начались большие стройки:возводился Ангарск с его комбинатами, по трассе Тайшет - Братск возникали станции и леспромхозы, строилась Братская ГЭС. Работы и молодежи было хоть отбавляй! Конечно, смущало наличие огромного количества лагерей, да вскоре после 1953 года они стали исчезать.
     Родители приехали в поселок Чунский, Алзамайского района. Молодежь быстро освоилась в Сибири, скинула с себя оковы. Девчонки ( а им было по 18-20 лет) быстро нашли себе женихов, повыходили замуж и разъехались по трассе Тайшет - Братск. Мои родители Станислав Мухин и Варвара Андреевна уехали в Заярск, потом переехали в Вихоревку и осели здесь на все времена. Тетя Маша вышла замуж за Корнеева Михаила, родила трех дочерей и прожила в Чуне долгую и счастливую жизнь.
     Дядя Гриша был в семье как не от мира сего, с дуринкой. Он тоже обосновался в Чуне, построил себе большую избу-землянку и жил в ней как в крепости. В Чуне же обосновалась тетя Таня, ей правда не повезло с первым мужем-деспотом, но повторный брак был лучше.
     В детстве за рубль я писал письма для бабушки в Тамбовскую область. Они начинались так - Здравствуйте мои дорогие родные (и далее шло перечиление родственников на целую страницу). Во первых строках своего письма хочу сообщить, что живем мы хорошо. Во вторых строках своего письма передаем привет (и далее шел список на страницу, кому нужен был наш привет. Собственно, письма как такового не было, но тем не менее, я писал толстенное послание.
     Василий Андреевич все время рвался на свою родину из Сибири. Он уезжал туда, возвращался и потом снова уехал в Андриановку.
    Я не понимал, зачем было ему рваться из сытой, обустроенной Сибири, где хорошо обосновались его мама и брат с сестрами. Все же большое дело - Родина. Он вернулся и жил в тепле, достатке, работе, заботах на родной земле. Правда его старший сын Валера уехал в Иркутскую область и превратился в настоящего сибиряка. Ему здесь вольготно - он любит рыбалку, разводит кроликов, построил хороший дом. Сегодня нужно признать, что в Сибири стало хуже, чем в Тамбовской области. Теперь здесь не так много платят, людям приходится платить за одежду, коммуналку, фрукты, которые доставляются с запада. Правда китайцы завалили нас товарами.
     Решила вернуться в Андриановку и тетушка Таня, правда судьба ее помотала по городам и весям. Прежде чем попасть на родину, она уехала еще дальше на север на разработки нефти, потом поработала с мужем в Афганистане, потом уехала в Фергану и после раздела Союза и волнений в Узбекистане осела в Тамбовской области. Василия Андреевича и Татьяны Андреевны уже нет в живых, они покоятся на андриановском погосте. Жива только жена Василия Андреевича наша тетя Настя. К ней часто приезжают в гости, у нее в хозяйстве есть груши, вишни. Моя мама Варвара Андреевна принесла в нашу семью тамбовскую традицию - лузгать семечки. По этой части меня можно сравнить с любым тамбовским старожилом. Семечки мы любим.
     Кроме семечек тамбовская родня одарила нас сочным языком. Бабушка говорила: "глядай" (смотри), "Хто ет?" (Кто это?), "Отец акапный" (вылитый отец), "Петькя, твои путлюшки звонят" (Петька (это мой родной брат) "твои подружки звонят". Я помню много сочных выражений, не похожих на сибирские. Они очень оригинальные и незабываемые. В жизни я встречал несколько выходцев из
Тамбовской области в Сибири и сразу же узнавал их по знакомой и родной речи. В Усолье со мной живет Таисия Ивановна из Чугреевки, она приехала в Сибирь в 1951 году (рождена в 1946). Она назвала много предметов, которые в Тамбовской области звучат иначе чем здесь.
     У меня очень глубокие тамбовские корни, они заложены моей родней. Все мои дяди и тети жили дружно, без ссор, без дележек. Бабушка Ольга Петровна Чеботарева (Уварова) жила в нашей семье. Она рассказывала о гражданской войне. Сейчас я жалею, что не расспросил о восстании Антонова, да что же об этом жалеть. Я просто поражаюсь мужеству тамбовских жителей, которые восстали против Советской власти.
     Слава богу, что жизнь в Андриановке наладилась. Там хороший климат, русская природа, теплые реки.
     Мы частенько ездили в гости в Анзебу (рядом с Вихоревкой) к Милюковым, Уваровым, поддерживали связи с другими тамбовскими земляками. Так что в освоении Сибири есть много энергии и сил, вложенных приезжими людьми с запада.
     Конечно, мой рассказ немудреный, он похож на сотни других. Когда я был в Андриановке и Чугреевке, я ощущал себя частицей свой страны, своей малой родины. Мне очень важно было увидеть тамбовский край, его приветливых людей, его богатые недра, и я еще больше понял своих дружных родственников, на которых стараюсь равняться во всем.
     Вечная им память и низкий поклон.

Леонид Мухин, город Усолье-Сибирское,
автор книг "Озерлаг: как это было", "Энциклопедия сибирского ГУЛага",
автор сценария телефильма "Лидия Русланова: пять вычеркнутых лет".
Прокомментировало 5 посетителей

Онлайн 0 посетителей

Просмотрело 1378 посетителей

Прокомментировал Олег - 05 Apr 2009 12:08 pm
Очень схожая ситуация сложилась и с нашей семьей. Жизнь закинула на Волгу, где и прожили большую её часть, но мы никогда не теряли связь с малой Родиной. всякий раз (каждый год)приезжая в Андриановку, чувствую тихую радость...

Прокомментировал RomYch - 06 Apr 2009 11:25 pm
Интересно складывается у вас жизнь! Впервые услыхал о вас в "Русские не сдаются!" 5.04 сего года!
Так держать ! Не сдавайтесь и дальше!
And keep well! (Желаю здоровья!)

Прокомментировал Татьяна - 02 May 2009 12:14 pm
Я родом из Тамбовской области. Но мы жили севернее, в Бондарях. Когда я прочла в воспоминаниях "хто ет", сразу вспомнила свою бабушку. Она говорила точно так. Больше 30 лет она прожила в Ростове-на-Дону, но, когда подходила на звонок к двери, всегда спрашивала "хто эт?".

Прокомментировал Екатерина - 05 Jun 2009 08:36 pm
Привет всем !!! Тётя Настя о которой пишет автор книги "Озерлаг"-моя родная бабушка,живет сейчас у нас и очень просит меня найти ей эту гнигу!!! Кто знает где её достать откликнитесь пожалуйста!!!!

Прокомментировал Петр Чеботарев - 29 Oct 2009 07:46 pm
У меня мама из деревни Чугреевка. Дедушка Чеботарев Семен Евдокимыч, был выслан в Казахстан.Может мы родственники?

Ваше имя:
E-mail:
(необязательно)

Защита от спама
Из 10 знаков выберите те, порядковые номера которых указаны ниже, вводить без пробелов

девятый шестой третий

WSBClFHCVW

Smile: smile wink wassat tongue laughing sad angry crying 

| Забыть меня
 

Последние комментарии
(Разное и Где наши...) :

Заполатово
14-08-21, Наталья:
Скажите пожалуйста, а не сохранились ли у кого-нибудь фотографии самой церкви? Мне очень нужно для книги, которую я пишу и своих предках, которые проживали в Андриановке. Спасибо.

ИХ ПРИЗВАНИЕ – СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ
18-02-18, sachura:
Мои любимые учителя. Мария Ивановна , классный руководитель. Преподавала нам немецкий язык и химию. Обучала нас девчонок правилам поведения , гигиене . Говорила нам то , что порой мать не могла сказать.
Раиса Ивановна , учила русскому и литературе. У меня к ней особое отношение. Ударила я парня сильно ( руки распускал) , ногой . и он упал. Меня к директору на ковер . Сколько же я пережила. Нахратов был директором. На вопрос " За что ? " - что я могла ответить ... Молчала. И только она за меня заступилась и поняла наверно за что. Иди , говорит Иванова , и больше так не делай. Как же я благодарна ей была. Я всегда считала ее самой красивой . Уж очень волосы мне нравились ее.
Дай им Бог здоровья , здоровья и еще раз здоровья !

ИХ ПРИЗВАНИЕ – СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ
13-07-17, Татьяна:
Замечательные слова, жизнеутверждающая статья. Пример таких педагогов
дает силы и вдохновение для работы учителем.

Память о прошлом. А.В. Любовшина
21-11-15, Андрей:
За каждым успехом жены ,стоит её муж.Кстати награждённый медалью "За отвагу"

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
19-11-14, Учитель:
Уважаемый Никита! Слово "сленг"(слэнг) употребляется как в единственном числе , так и во множественном. Внимательнее работайте со словарём. Но я очень рада , что Вы так внимательны к родному языку. Всего Вам доброго! Учитель.падеж ед. ч. мн. ч.
Им. слэ́нг слэ́нги
Р. слэ́нга слэ́нгов
Д. слэ́нгу слэ́нгам
В. слэ́нг слэ́нги
Тв. слэ́нгом слэ́нгами
Пр. слэ́нге слэ́нгах

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
01-04-14, Никита:
Уважаемый учитель русского языка, вот только слово "сленг" во множественном числе не употребляется! У вас же читаем: "Сленги, сленги ..занимают огромное место в современном русском языке." )))

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
31-03-14, Николаевна:
В своё время,когда внучка была маленькой,общаясь с ней и её подружками,я требовала перевода на русский язык то, что они мне говорили.Сначала недовольны были,а потом ничего....привыкли.До сих пор,когда встречаемся, общаемся только на литературном языке.На молодёжном сленге они говорят между собой, а в семье.....ни в коем случае.Так что многое зависит от семьи.Я так думаю.

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
17-04-12, петруха:
В своё время на Руси сквернословие сурово каралось законом ! Матершина - великий грех ! Ведь из чистого родника течёт чистая вода , а из грязного...Скверные слова засоряют душу человека , делают облик его омерзительным !

   Rambler's Top100