деревня Андриановка Мучкапского района Тамбовской области
  

 

Система Orphus


Поиск по сайту:

Главная
Новости
Фотографии
Видеоролики
Документы
История
Учителя
Школа
Где наши не пропадали
Ищу тебя
Разное
Гербарий
Гостевая
Форум
Чат
Автору
Ссылки
Как


 

На этой страничке будут выкладываться присланные Вами истории, воспоминания
о деревне, о её бывших жителях, о людях так или иначе, связанных с Андриановкой и Заполатово

 

Заполатово
Из воспоминаний Никитиной Анны Ивановны, бывшего учителя Заполатовской начальной школы.
Запись сделана в 1987 году.

    Это описываются 20-50 годы, по описанию понять можно. Село Заполатово, Борисоглебского уезда, Тамбовской губернии раскинулось на высоком правом берегу реки Вороны. Река Ворона впадает в Хопёр в города Борисоглебска. Это тихая, чистая, спокойная река. Раньше она была глубоководной, много водилось рыбы. По берегам стояли водяные мельницы. Большая кирпичная мельница Солововых. Сейчас там остались только руины. Мельница в Заполатово - остались одни пни от плотины. Сейчас это место называется Прорвой. Здесь река разделяется на два русла, между которыми находится остров. Его кто-то в шутку назвал Даманским. Через три километра русла вновь сливаются в одно русло и текут спокойно. На острове до 1944 года росли дубы, по берегам росли вётлы. Вся западная часть острова была покрыта густым лесом, а восточная часть сдавалась обществом под бахчи. Бахчи держали жители сотни Жиленовки.
    Заполатово с севера и востока окружено лиственным лесом, а с запада и юга полями. Лес раскинулся на левом берегу Вороны. Заполатово было видно далеко, когда едешь из Мучкапа. При выезде из Чащино была видна панорама села, которую не спутаешь ни с каким другим видом. Видны крыши домов, высоко подняты купола церкви. Особенно хорошо видны, на голубом небе, купола и высокий шпиль колокольни с крестом на нём. Видны шапки деревьев.
    При виде этой панорамы моё сердце сжималось от любви к этому селу, а на глазах навёртывались слёзы радости.
Если приходилось ехать через Кулябовку, то ещё из села видишь, на горе Лысухе, имение помещика Соловова. Раньше это имение принадлежало помещику Вальгартову, но он его проиграл в карты Соловову.
    Это было двухэтажное кирпичное здание. По углам дома (второй этаж) возвышались башенки со шпилями. Дом окнами обращён на восток; вниз по горе раскинулись рощи дуба, каштана, белой акации и сирени. Весь луг порос ивами, которые росли до берега Вороны. Вид был чудесный.
    Перед парадным входом (западная сторона дома) был разбит цветник. На клумбах ярко цвели разнообразные цветы: розы, астры, лилии и др. Над входом возвышался балкон с небольшими колоннами.
    За цветником шёл сосновый парк, разбитый дорожками на секторы. За парком через дорогу стояло одноэтажное здание конторы помещика Соловова, дома служащих и дворни. К северу от дома были фермы и службы. В оранжерее круглый год цвели цветы.
    Когда со стороны Андриановки, по проезжей дороге, (она проходила внизу - вдоль реки) подъезжаешь к Заполатову, то перед твоим взором расстилается зелёный луг, и сразу же видишь Кожин сад. Огибаешь сад, это большой, ухоженный мирок тишины. От яблок идёт чудесный запах. В саду много роз: чайного, лимонного и розовых цветов. Сад обрыт глубоким рвом. Площадь сада большая - гектара два. Он начинается с запада, от проезжей дороги, и кончается у берега Вороны. У западной стороны сада стояли домики, окнами смотрели на дорогу и гору, а надворные постройки почки вплотную подходили к саду. Домики были деревянные, крытые соломой. Жили в них бедные люди. Двое из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Это были красивые стройные мужчины.
    Болдов Борис Иванович оставил многодетную семью. Погиб в 1943 г. Дети выросли с матерью. Старший сын, Анатолий стал шахтёром в Сибири. Награждён орденом Ленина. Все дети Анатолия получили высшее образование.
    Хозяин второго бедного домика: Филиппов Дмитрий Фёдорович погиб вместе с сыном Василием во время ВОВ.
    Хозяин третьей халупы: Никитин Николай Анисимович умер от астмы, базедовой болезни в 1947 году.
    Обитатели домиков разбрелись по белу свету, иные переселились в село Заполатово.
    Кожин сад за годы войны вырубили на дрова. Вырубили и деревья на острове - топиться то надо. Уничтожили всю красоту.
    Огибаем на повозке Кожин сад, едем мимо домиков. Если это вечер, то из маленьких окошек льётся жёлтый свет керосиновых ламп. Переезжаем мост через буерак Банькино. С правой и левой стороны дороги крутые обрывы гор, сплошь из глины, только на вершине чернеется небольшая полоска чернозёма, поросшая полынью и травой-муравой. Переехав мост, по дороге поднимаемся в гору. Село за обрывом не видно. И вот мы въезжаем в село. Короткая улица вся в зелёной чистой траве, заселена с двух сторон. На этой улице, слева, стоят дома Иванова Фёдора Семёновича-чухутин. Стоит большой кирпичный дом Филиппова Дмитрия Гавриловича. Погиб на фронте. Была большая дружная семья. Война всё нарушила. В живых остался полковник Павел Гаврилович, брат Дмитрия Гавриловича, да сестра Мария Гавриловны. Дмитрий и младший брат, Степан, погибли. Стоят ещё три домика - Николая-барана, так прозвали его за кудрявые волосы и дом Иванихи. Напротив дома Филипповых, справа от дороги, стоит дом Никитина Дмитрия Терентьевича. За тяжёлый, хищный, лицемерный характер прозвали его односельчане: сычём.
    Лошадь повернула налево на основную дорогу села, протянутую с запада на восток на 1,5 км. Вторая улица протянулась с севера на юг. Был ещё порядок (улица) над лесом, на горе. Всего 7-9 домиков. Был выгон из 6 домов (это за огородами), где жила семья Рябикина Фёдора Филатовича. Последней жительницей была Рябикина Ольга Фёдоровна - портниха. Брат Ольги Фёдоровны был хороший художник. Жил в Москве. Преподавал в художественном техникуме.
    Заполатово раньше было разбито на четыре сотни: Жиленовка, Оленневка, Исаковщина, Вилки. При въезде в село - это Жиленовка. Она начиналась от Макарова Николая Николаевича (кудряши) и кончалась домом Макарова Павла Васильевича. В этой сотне жила беднота. Тут всегда много сплетен и собак и мало хлеба. От дома Миронова Михаила и Захарова Василия Яковлевича начинается сотня Исакова. Исаковщина заканчивается домами Моревщины - дом Миронова Петра. Исаковщина более обеспеченная, люди в ней трудолюбивые, но были и бедные. Дорога от Макарова П.В. ведёт на сельскую центральную площадь. Зелёный, чистый луг в 1,5 га. Трава как подстриженная, площадь ровная. По воскресеньям молодёжь играла в футбол на площади.
    Перед площадью построены дома зажиточных сельчан. Построен большой деревянный дом волостного писаря. Живёт вдвоём с женой. Детей нет. Кто-то ночью в бочку с водой насыпал яду. Воду тогда в бочках возили из реки. Жена писаря вскипятила чай. Отравились оба. Не могли спасти. Рядом с домом писаря, к востоку, построен дом из морёного дуба, который привозили из Грибановки. Это дом Белогородова Дмитрия Ивановича и его матери Белогородовой Дарьи Петровны.
    С восточной стороны дома идёт проулок на реку, где стояли дома Рябикина Гавриила Фёдоровича Рябикина Дмитрия Филатовича. Через проулок, рядом, стоит дом Рябикина Алексея Фёдоровича и его сына Сергея Алексеевича. Вечные лесники, лодыри, продажные люди. Их главное занятие - это рыбная ловля сетями. Построят через речку сежу и ждут удачного улова. Семья бедная, безалаберная.
     С восточной стороны дома стоит дом Хмырова Ивана Сергеевича - управляющего мельницей Соловова. Семья культурная. Замыкает улицу дом дьякона Нечаева. Поместье Нечаевых ограничивается живой изгородью из жёлтой акации, которая до сих пор растёт по краю огорода Щегольковых и тянется до горы.
    Люди умерли. Два поколения ушли в небытие, а акация живёт. Это память о прошлом.
    За домом дьякона Нечаева стоят (за жёлтой акацией) хозяйственные постройки помещика Остроумова Николая. До сих пор в лесу есть участок, который зовут лесом Остроумова.
    Дом Остроумовых стоит на правом крутом берегу Вороны. Окна дома обращены на лес и реку. Сад к югу от дома занимает большую площадь (это место теперь занято домами и огородами Рябикина Валентина Сергеевича, Миронова Андрея Григорьевича (калина), Миронова Петра Григорьевича (катай), Козлова Ивана Григорьевича). Сад тянулся до домов Фёдорова Алексея Ивановича, чернички Дуни и чернички Аришки.
    Огороды и сады занимали всю площадь до буерака, где теперь фермы колхозные. Всё село загадили.
    На площади стоит церковь. Здание кирпичное из белого кирпича и белой краской покрашено. Крыша, купола, железные, покрашены в зелёный цвет. Церковь кажется лёгкой, так красива архитектура церкви. Вокруг церкви сложена кирпичная ограда с железными решётками, вставленными в кирпичные столбы ограды. Кирпичные части ограды покрыты железом, выкрашенные в зелёный цвет. Между кирпичными столбами в решётке было десять железных столбиков.
    С западной стороны церкви, при входе на паперть церкви, на железных столбах ограды были навешены железные ворота (двери двухстворчатые), красиво сделанные из толстых полос железа. В верхней половине створок - узор растительного типа. Снизу ворот до половины все целиком сделано из сплошного толстого целикового листа железа.
    В ограду церкви входишь по заасфальтированной площадке в форме огромного креста. От ворот до паперти надо пройти метров двадцать, и ты поднимаешься по каменным ступеням - три или четыре ступени - входишь в колокольню. Только перед самым полом звонницы колокольни поднимаешься по массивной дубовой лестнице, ступеней в двадцать. Это, наверное, для уменьшения веса на колокольню. Пролезаешь в квадратное отверстие, и ты стоишь на полу звонницы. Дует лёгкий ветерок.
    Посередине висит огромный медный с разными сплавами колокол, прикреплённый на потолке звонницы на толстенных дубовых и чугунных балках широкими и толстыми прутьями железа. Всё это перекрытие положено крестообразно в несколько балок и всё скреплено железными "браслетами" (не знаю, как это ещё называть).
    К языку колокола привязана верёвка, которая спускается вниз. Это для того, чтобы с земли бить в набат: предупреждать о приближении врагов, - о начавшемся пожаре. Вторая верёвка короткая, прикреплена к деревянной педали. Во время колокольного звона звонарь ногой становится на педаль и во время перезвона в нужные места бас колокола вливается в общий хор. Кроме большого колокола, висят колокола меньших размеров, а по краю восточной, западной стороны колокольни висят небольшие звонкие колокола. Звонарь должен брать в руку несколько верёвок и начинать трезвонить. Верёвки приводят в движение языки нужных колоколов. Это тоже искусство.
    Идёт мелодичный перезвон колоколов и в общий звон вливается медный бас большого колокола.
    Колокольня огорожена дубовыми перилами. Ударишь ладонью по колоколу и слышишь, как сердито загудел колокол, а с потолка звонницы вылетают испуганные галки и голуби. Вид с колокольни открывается чудный, на несколько километров вокруг всё видишь.
    Шапкино, как на ладони, видны улицы, дома.
    Видно село Посевкино, хутора, Кулябовка, Андриановка, а про Заполатово и говорить нечего. Все куры видны во дворах, каждую бабу видишь за работой. Иногда видишь такие из жизни эпизоды односельчан, от которых смешно: то мужа жена лупит скалкой, то муж гоняется за женой.
    Мне часто приходилось лазать на колокольню с Васькой-звонарём, (Захаров Василий Иванович) смотреть на пожары в Шапкино, Чащино; с дядей Митей на Пасху, когда он звонил. Колокольня вся гудит, кажется, что она качается. Становится страшно и радостно. Я на колокольне. Я с дядей. Он так ладно звонит. На Пасху колокольный звон длится всю неделю. Ложишься спать, а в голове всё ещё слышится звон. Как всё это ушло далеко.
    Спускаюсь вновь на грешную землю.
    Мы вошли в колокольню, это длинный, метров на восемь проход, шириной метра в четыре. Это, может быть, написано неточно, всё это зарисовка памяти.
    Через массивные двери входим в ту часть церкви, где отпевали покойников, и где по праздникам было много молящихся. Эта часть имеет прямоугольную форму, а потом стены слева и справа переходят в полукруглые два боковых алтаря, впереди перед нами отделение церкви с алтарём и алтарными дверями. Всё, весь иконостас, сделано из резного дерева и окрашено под золото. Много икон. Это главный алтарь к нему сделан помост в три ступени. Из алтаря, во время богослужения, выходит поп во всём облачении. Вправо от алтарных дверей деревянными перилами отгорожено место для певчих.
    В особые праздники церковный хор поёт на балконе. Это второй этаж внутри церкви перед главным алтарём. В этом месте происходит венчание, посредине стоит аналой, вокруг которого священник обводит новобрачных три раза под пение певчих: "Исайя, ликуй". Вверху у купола подвешена большая красивая люстра, которую зажигали по большим праздникам" на Пасху, на Покров. Ещё её зажигали во время венчания состоятельных людей. Я любила смотреть на венчание пар. Как всё проходит торжественно, красиво. Пение певчих, дьякона, попа заставляет стоять тихо, а по телу бегут мурашки.
    В ограде церкви стоят два мраморных памятника. Один памятник небольшой, высечен из чёрного мрамора. Под ним покоится тело семнадцати летней девушки. Памятник имеет форму пирамиды с крестом на вершине. Буквы высечены и закрашены под золото. Девушку звали Еленой. Памятник в 1952 году увезли на насыпь Вольно-вершинной плотины. Ужасно. Вандалы.
    Перед стенами главного алтаря стоит массивный памятник. Основанием памятнику служат две мраморные плиты пёстрого цвета (серый, красноватый, чёрный, белый). Одна плита имеет длину 3 метра, ширину 1,5 метра и высоту 80 сантиметров. Две плиты положены рядом и образуют квадрат. Верхние грани камней срезаны под небольшой уклон. На этом основании стоит из белого мрамора высеченный аналой, покрытый мраморной скатертью с кистями из толстого кручёного шнура, на аналое лежит раскрытая священная книга. Буквы книги написаны церковно-славянским шрифтом. Буквы книги, кисти скатерти, имена умерших, всё написано золотой краской. Буквы в мраморе вырезаны, потом покрашены. На восточной стороне аналоя высечено: "Безвинныя жертвы человеческого бессилия". На противоположной, западной, стороне крупными буквами высечено: Вальгард. На боковой стороне высечены имена умерших детей: На второй боковой от чего умерли:
    Лена      Скарлатина
    Лев        Дифтерия
    Танечка Менингит
    Вокруг памятника растут тополя. Внутри церковной ограды, по её краям - растёт жёлтая акация.
    В ограде есть ещё захоронения. Ограды сделаны из чугунных толстых полос в разрезе 1,5см.*1,5см. Узоры имеют растительный мотив. На могилах, внутри оград, лежали чугунные плиты с надписями. Буквы выпуклые, вылитые. Вокруг надписей вылиты виньетки.
    Были захоронены коллежские асессоры (две могилы), помещик, попы. Предки попа Алексея Вознесенского. Это был человек с хорошим характером, примерным поведением, хороший агроном, пчеловод. Одно время, после закрытия церкви, работал бухгалтером в милиции Мучкапа. Умер в ссылке в 1940 году в Медвежьих Горах по навету Никитина Василия Гавриловича. Этот имел партийный билет, человек он был дрянный, пьяница. Много людей по его навету погибло.
    Дом отца Алексея стоял к югу от церкви, где сейчас стоит финский дом (бывшее правление колхоза). У попа Алексея был большой вишнёвый сад, он протянулся от дома, до того места, где сейчас стоит водокачка, баня. На месте теперешних ферм была вся площадь под садами. Какие были груши, бергамоты, яблони: анис, бель, чёрное дерево, антоновка, китай-райское дерево. Всю красоту загадили навозом и дерьмом.
    Ограда церкви имела форму восьмиугольника. От ограды метров на пятьдесят к северу стояла кирпичная часовня с железной крышей, выкрашенной в зелёный цвет. Часовня стояла на месте разрушенной деревенской церкви, вокруг церкви было кладбище. Когда в 1959-60 года рыли канавы под водопроводные трубы, то зубья копалки выбрасывали фрагменты от гробов, скелеты. Часовня была шестигранная.
    Перед церковью с востока стояло на высоком фундаменте волостное управление (здание) Заполатова. Вокруг здания росли большие кудрявые берёзы. В здании было пять комнат. Из крытого крыльца, типа тёмного чулана, входишь в большую комнату (прихожую). Перед входной дверью две двери с решётками - это "холодные", куда сажали провинившихся. Справа от входной двери, идёт дверь в школьный класс; большой класс с большими окнами, из этого класса дверь (на восток) ведёт во второй маленький класс. Влево, напротив школьных дверей - дверь волостного управления.
    Школа помещена в это здание после революции, а перед этим школа размещалась в церковной караулке (перед главными воротами церкви), церковно приходская школа. Первой учительницей в советской школе была Анна Фёдоровна Эмбаум - немка.
    Волостное управление пьяницы решили разобрать и по частям растащили по хуторам; в Ивановку, в Христофоровку, в Плишкино под школы, вернее "скворечницы". Не хватило ума самим построить. Разрушили пьяницы красоту, и это было в 1930 году.
    Молодёжь взялась за дело. Выпросили лес. Перевезли на своих лошадях, работали бесплатно: пилили брёвна на доски и построили длинное низкое здание под ветлечебницу. Но, Слава Богу, в нём разместили школу, избу-читальню и сельский Совет. В школе занятия начались в сентябре 1931 года.
    Учителя были великолепные: Шиморская Мария Степановна из Борисоглебска, Горная Серафима Владимировна, кончила гимназию в Борисоглебске с золотой медалью. Жила с матерью и бабушкой в Вилках (теперь Искра). Умерла в доме престарелых в 1980 году в Тамбове. Кирилюк Елизавета Яковлевна, учила нас быть хорошими пионерами, а сколько было выступлений "Живгазеты".
    Я начинала учиться в здании волостного управления, а окончила 4 класса в новом здании. Учительница моя была Горнова Серафима Владимировна.
    В этом здании учились все мои дети (Эдуард, Геннадий, Людмила) за исключением Юрия, но до учебы он всегда там был со мной.
    Ирония судьбы - мама, (Устинова-Фёдорова - по первому браку) Попова Ольга Петровна, проработала в этом здании 23 года, а я - 16 лет. Затем построили кирпичную школу, где я проработала 14 лет. Всего проработала на ниве просвещения 44 года 11 месяцев. Ну и ну!
    На площади ещё стоял хлебный сарай, куда ссыпали общественный хлеб на хранение. Сарай стоял перед домом Козлова Романа Алексеевича (через дорогу), двери открывались в сторону площади. Помню множество подвод у сарая - это мужики ссыпали зерно или брали на посев.
    Вся жизнь села: общественная, культурная, хозяйственная была тесно связана с площадью. Это был центр. Площадь всегда летом покрыта ровной, зелёной травой. Площадь охранялась обществом, по ней не ездили на лошадях, чтобы не делать колдобоин-выбоин колёсами телег. Теперь она заросла бурьяном, а выбоин от колёс машин на площади великое множество. Всю местность вдоль и поперёк изъездили трактора и грузовики.
    С основной улицы, центральной, улица повернула направо - на юг, так, что церковь, сад Вознесенского от улицы остались в восточной стороне (влево от дороги). Это сотня Оленина. Здесь стоял один двухэтажный дом лавочника, остальные домики-развалюхи. Деревянный верх дома снесли, остался нижний этаж, кирпичный (в нём сейчас живёт Григорьевская Надежда Ивановна - становая). Нижний этаж состоял из одной большой комнаты и второй этаж тоже из одной комнаты. Но зато... двухэтажный. Хозяина Илюню сослали в Казахстан.
    Дальше на юг идёт сотня Вилкова - Вилковщина - теперь Искра. Вилковщина имела кланы Кулаевых, Волковых, Липецких. Это основные фамилии Вилковщины. Тогда, до 1950 года в каждой сотне, вернее каждая сотня имела свои фамилии.
    В Жилиновке: Болдовы, Рыжковы, Никитины, Филипповы.
    В Исаковщине: Козловы, Мироновы, Рябикины, Захаровы, Грачёвы.
    В Оленнивке: Феклисовы, Шабанкины.
    В Вилковщине: Волковы, Кумарины, Липецкие.
    Теперь же все фамилии и семейные группы нарушены. Много переселенцев с хуторов. Заполатово отличалось гостеприимством, дружбой. На площадь шли без зова и приглашения. Сейчас такой пёстрый состав людей. Из каких сёл к нам в Заполатово только не понаехали! За красоту и чистоту села не болеют душой. Хамство полнейшее.
    Писала, что Жиленовка это беднейшая часть села. Здесь не было мастеровых людей, а были рыболовы и охотники. Есть пословица; "Рыбу ловить будешь - голым и голодным ходить будешь". Дома охотников отличались стаями собак. Усядутся такие охотники у дома в рваных рубахах и штанах, с лаптями на ногах и обсуждают, чья собака лучше. Отсюда нищета. Семью надо кормить, а чем?
    Поэтому Жиленовка имела ночных "мастеров" - воров.
    Три семьи Рябикиных: (братья) Ивана Филатовича, Дмитрия Филатовича, Фёдора Филатовича были порядочные. Каждый из братьев умел плотничать, сапожничать, валять валенки и каждый занимался разведением пчёл. У них на огородах были отгорожены пасеки. Из этих семей вышли хорошие люди: учителя, медики, портнихи, военные, художник - Иван Фёдорович.
    Семьи Феклисовых занимались тоже ремеслом - баклуш не били.
    Я вспоминаю всех тех, кого помню с самого детства и становится грустно. Сколько хороших людей умерло, сколько погибло на фронтах ВОВ, сколько людей разъехалось по стране.
    Обидно и грустно.
    Село Заполатово было тихим, чистым, уютным, зелёным селом. Сколько было хороших дней в доме, на площади! Утром выходишь на крыльцо и видишь зелёную площадь, белую церковь, голубей, летающих над колокольней. А по праздникам слышится колокольный перезвон. Рано удары большого колокола оповещали о начале утреннего богослужения-утренни. И вот в этом тихом, красивом крае поселились мои предки. Это было где-то в 60-70 годах XIX века.

Благодарим за предоставленную запись
Никитина Юрия Николаевича

Прокомментировало 2 посетителей

Онлайн 0 посетителей

Просмотрело 1919 посетителей

Прокомментировал rittachkas - 05 Sep 2009 03:51 am
Хороший У вас сайт все очень стильно сделано! Мне очень понравился.
С уважением Ритта.

Прокомментировал Наталья - 14 Aug 2021 03:37 pm
Скажите пожалуйста, а не сохранились ли у кого-нибудь фотографии самой церкви? Мне очень нужно для книги, которую я пишу и своих предках, которые проживали в Андриановке. Спасибо.

Ваше имя:
E-mail:
(необязательно)

Защита от спама
Из 10 знаков выберите те, порядковые номера которых указаны ниже, вводить без пробелов

пятый третий восьмой

rYqtSFFHBl

Smile: smile wink wassat tongue laughing sad angry crying 

| Забыть меня
 

Последние комментарии
(Разное и Где наши...) :

Заполатово
14-08-21, Наталья:
Скажите пожалуйста, а не сохранились ли у кого-нибудь фотографии самой церкви? Мне очень нужно для книги, которую я пишу и своих предках, которые проживали в Андриановке. Спасибо.

ИХ ПРИЗВАНИЕ – СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ
18-02-18, sachura:
Мои любимые учителя. Мария Ивановна , классный руководитель. Преподавала нам немецкий язык и химию. Обучала нас девчонок правилам поведения , гигиене . Говорила нам то , что порой мать не могла сказать.
Раиса Ивановна , учила русскому и литературе. У меня к ней особое отношение. Ударила я парня сильно ( руки распускал) , ногой . и он упал. Меня к директору на ковер . Сколько же я пережила. Нахратов был директором. На вопрос " За что ? " - что я могла ответить ... Молчала. И только она за меня заступилась и поняла наверно за что. Иди , говорит Иванова , и больше так не делай. Как же я благодарна ей была. Я всегда считала ее самой красивой . Уж очень волосы мне нравились ее.
Дай им Бог здоровья , здоровья и еще раз здоровья !

ИХ ПРИЗВАНИЕ – СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ
13-07-17, Татьяна:
Замечательные слова, жизнеутверждающая статья. Пример таких педагогов
дает силы и вдохновение для работы учителем.

Память о прошлом. А.В. Любовшина
21-11-15, Андрей:
За каждым успехом жены ,стоит её муж.Кстати награждённый медалью "За отвагу"

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
19-11-14, Учитель:
Уважаемый Никита! Слово "сленг"(слэнг) употребляется как в единственном числе , так и во множественном. Внимательнее работайте со словарём. Но я очень рада , что Вы так внимательны к родному языку. Всего Вам доброго! Учитель.падеж ед. ч. мн. ч.
Им. слэ́нг слэ́нги
Р. слэ́нга слэ́нгов
Д. слэ́нгу слэ́нгам
В. слэ́нг слэ́нги
Тв. слэ́нгом слэ́нгами
Пр. слэ́нге слэ́нгах

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
01-04-14, Никита:
Уважаемый учитель русского языка, вот только слово "сленг" во множественном числе не употребляется! У вас же читаем: "Сленги, сленги ..занимают огромное место в современном русском языке." )))

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
31-03-14, Николаевна:
В своё время,когда внучка была маленькой,общаясь с ней и её подружками,я требовала перевода на русский язык то, что они мне говорили.Сначала недовольны были,а потом ничего....привыкли.До сих пор,когда встречаемся, общаемся только на литературном языке.На молодёжном сленге они говорят между собой, а в семье.....ни в коем случае.Так что многое зависит от семьи.Я так думаю.

СОХРАНИМ ЧИСТОТУ ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО...
17-04-12, петруха:
В своё время на Руси сквернословие сурово каралось законом ! Матершина - великий грех ! Ведь из чистого родника течёт чистая вода , а из грязного...Скверные слова засоряют душу человека , делают облик его омерзительным !

   Rambler's Top100